О чём хочет знать читатель?

О чём хочет знать читатель?

Будущие журналисты оценили новостные ленты республиканских интернет изданий

Студенты отделения журналистики третьего курса филологического факультета Петрозаводского государственного университета проанализировали материалы информационных агентств Карелии, которые были напечатаны в одной из декад апреля. Подобную работу студенты выполнили в рамках курса «Психология журналистской деятельности». Ставились две задачи: посмотреть, как коммуникаторы — средства массовой информации влияют на свою читательскую аудиторию и придерживаются ли они главным принципам написания и подачи информационных текстов.

Нужно сразу отметить, что никакие политические предпочтения СМИ в расчёт не брали, смотрели исключительно на философию новостей. Именно она является действующей «доминантой» формирования диалоговых отношений с аудиторией, она определяет содержательную модель новостей и их информационную направленность, включая разнообразные жанры. То есть, взяли за основу классические основы написания и подачи информаций, как тому учат всех студентов — будущих журналистов. Обратили внимание и на этические нормы, когда журналисты не могут сами инициировать информации, расписывать технологию совершения убийств и самоубийств и использовать в новостной ленте рекламные тексты.

Студенты проанализировали Интернет-журнал «Столица», Карелинформ, информационное агентство «Республика», сайт «Петрозаводск говорит». Все они более менее соответствуют принятым стандартам информационных агентств. В Карелинформе все хорошо структурировано, разложено по полочкам, вплоть до новостей по каждому району республики. Причём, видно, что новости, статьи, блоги постоянно обновляются. В этом агентстве много информации не только по темам экономики, политики, но и культуры и спорта, что является положительным моментом.

В «Республике» ведут интересные проекты — «Карелия — 100. Лица» и «Абзац», рассказывают о творческих и интересных людях. Что является явным плюсом этого агентства — практически все фото, которые используют на сайте, подписывают, везде указан источник. Здесь в информациях стараются делать ссылки на схожие заметки.

Сайт «Петрозаводск говорит», открывая проект, обещал собственные фото и видео. За те дни, что просмотрели студенты, собственных фотографий не было, видео тоже. Все видео — телекомпании «Ника+», выставлены многие передачи. На сайте могут ставить один и тот же снимок, например, дорожный знак, которым иллюстрируют информации о ДТП. В рубрике «Интересно», например, собраны и статьи о женских проблемах, и об образцах кафельной плитки, и о том, как нужно красить дачу, и о действительно интересном — коллекционерах.

Интернет-журнал «Столица» выдает больше всех информаций и, это заметно, является неким проводником для остальных. После него тут же появляются заметки на похожие темы и в других источниках. «Столица» не каждый раз, но все же старается внести в новости, взятые из пресс-релизов и с ведомственных сайтов, собственный комментарий, кому-то позвонить и выяснить подробности. В «Столице» печатают собственные фоторепортажи, которые понятны и без слов. Зато здесь давно уже не обновляют собственные проекты, практически не подписывают чужие фото, в информационной ленте печатают откровенно рекламные тексты, причём, в огромном количестве. Этим, кстати, увлекаются и другие. Исключение составляет лишь «Республика».

Теперь о подаче криминальных тем. Все без исключения пользуются теми материалами, которые выставляют МВД, УФСКН, УФСИН и так далее, в неограниченном количестве тиражируют сайт о ДТП. Мало кто старается переписывать пресс-релизы, а иногда даже и вообще не указывают на источник. В заголовках — «убил двух братьев, зарубил топором, ударил табуреткой». Иногда даже подробно расписывают, куда сначала ударил, куда потом. Плюс фото с окровавленным ножом. Хотя существует предписание Роскомнадзора — не описывать способы убийств и самоубийств. Бытовых кровавых информаций — треть, очень мало собственных, оригинальных новостей.

Проанализировав новостные ленты, студенты пришли к мнению, что в большинстве случаев информационный поток идет спонтанно, иногда не придерживаясь чёткому плану по тематике, по жанровому разнообразию, аналитике. Сайты слишком идеологизированы, причем, в одном каком-то направлении, замечая с одной стороны только хорошее, с другой — только плохое. Нет золотой середины, той самой, которой учат всех журналистов: новость — это конфликт, уникальность, важность, человеческий интерес, это то, о чем СМИ хочет рассказать своей аудитории и то, о чём эта аудитория хочет знать.

Студенты-третьекурсники Северцева Кристина, Кондратенко Екатерина, Чижова Екатерина, Морозова Татьяна, Горчанюк Дарья, Храмцова Полина, Марчук Анастасия, Ракколайнен Андрей, Гайнакова Анастасия, Шахнович Елизавета, Шихалева Анастасия, Иванова Дарья.

Оставьте свой отзыв

Ваш комментарий