Вопрос ребром

Вопрос ребром

Задавать вопросы не менее сложно, чем отвечать на них

Вопрос – едва ли не самый важный инструмент в работе журналиста, задавая его, мы узнаем подробности для новости. С помощью грамотно и точно сформулированных вопросов журналист может вызвать собеседника на интересный разговор, который потом пригодится в репортаже. В аналитических материалах журналист ставит вопросы по отношению к тем данным, которые он исследует. И, конечно же, без вопроса не может быть никакого интервью.

Именно умению сформулировать вопросы и в целом подготовке к интервью было посвящено занятие группы студентов направления «Журналистика». В рамках курса «Психология СМИ», который ведёт Светлана Петровна Цыганкова, было проведено интервью с Татьяной Анатольевной Лотош, старшим преподавателем кафедры фармакологии Петрозаводского государственного университета, которая получила приз зрительских симпатий на конкурсе красоты «Миссис Карелия 2015».

Приз зрительских симпатий на конкурсе красоты «Миссис Карелия 2015» достался Татьяне Анатольевне Лотош, старшему преподавателю кафедры фармакологии Петрозаводского государственного университета

Приз зрительских симпатий на конкурсе красоты «Миссис Карелия 2015» достался Татьяне Анатольевне Лотош, старшему преподавателю кафедры фармакологии Петрозаводского университета

Подготовка к интервью, впрочем, началась даже не с вопросов. Так как ограничения были и по времени и по месту в университетской газете, редакция которой согласилась опубликовать интервью, заранее были определены главные темы для разговора. Ими стали — работа, семья и непосредственно сам конкурс. И уже после этого обсуждения студенты получили время на проработку вопросов.

Когда началось интервью, которое по формату было похоже на пресс-конференцию, так как каждый по очереди задавал свои вопросы, стало понятно, что готовились многие по-разному. Кто-то задавал вопросы исходя из найденной о собеседнике информации, кто-то спрашивал исходя из своего опыта, были и вопросы, уточнявшие ранее произнесенные слова, то есть спонтанные.

В ходе беседы отразились и то, что было интересно студентам. Скажем, научная и практическая деятельность Татьяны Анатольевны отошла на второй план (возможно разговор о медицине отпугнуло упоминание о четырехстах двадцати лабораторных крысах), зато был интересен путь собеседницы от обычной медсестры до учёного, защитившей диссертацию и получившей степень кандидата медицинских наук.

Конечно же, немалая часть разговора была посвящена конкурсу «Миссис Карелия 2015». Кто бы мог подумать, что участницы готовились к нему целых пять месяцев! Или, что высокие каблуки в сочетании с дощатым полом сцены были едва ли не главной проблемой для многих участниц. В этой части разговора был и трудный вопрос даже для принимающей стороны: еще до начала интервью было небольшое совещание о том, как спросить о честности интернет-голосования, которое гостья выиграла с огромным отрывом? В итоге была найдена деликатная форма этого вопроса и получен удовлетворивший всех ответ.

Задавать вопросы надо тоже учиться.

Задавать вопросы надо тоже учиться.

Неудивительно и то, что много времени было уделено тематике семьи. Тем более, что гостью сопровождал младший сын Богдан, который на правах самого маленького, создавал в аудитории непринужденную обстановку, не менее важную для хорошего разговора, чем сами вопросы.

За интересным разговором учебная пара пролетела незаметно. После того, как Татьяна Анатольевна и ее маленький спутник ушли, оставалось только окончательно продумать структуру готового интервью и распределить обязанности – кому расшифровывать запись разговора, а кому собирать все это воедино.

Интервью в самом разгаре. К разговору все готовились.

Интервью в самом разгаре. К разговору все готовились.

В итоге студентами был получен ценный опыт, который должен пригодиться им в будущем. Ведь на пути к этому материалу было многое: и поиск героя, разговор с которым был бы интересным и актуальным, и недоступность предполагаемого героя и внезапная находка другого. А главное на этой встрече задавались вопросы, ради которых все и затевалось.

Андрей Ракколайнен, студент третьего курса группы «Журналистика» Петрозаводского госуниверситета

Оставьте свой отзыв

Ваш комментарий