Информирования ради

Информирования ради

Медиаправо в помощь журналистам и СМИ

Сложности с изменениями российского законодательства о СМИ заметны не только профессиональным юристам, но и обычным гражданам. Регулирование деятельности СМИ в Российской Федерации характеризуется усилением контроля за соблюдением законодательства о СМИ и рекламе, как со стороны законодателей, так и со стороны исполнительной власти — Роскомнадзора и ФАС России. Попытки со стороны законодателей ограничивать деятельность СМИ (в том числе и в сети Интернет) связываются с возможностями злоупотребления свободой слова, распространением экстремистских взглядов, пропагандой наркотических средств, распространением информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей и проч. Однако, в большинстве своём, эти ограничения исполняют функцию по сдерживанию работы СМИ.

Понять же, где правовое регулирование граничит с цензурой и созданием искусственных помех для деятельности СМИ помогает развитие медийного права. Помимо этого, медиаправо способно повысить уровень правовой культуры не только журналистов и представителей смежных профессий, но граждан.

Чем же является медиаправо? Споры медиаюристов о принадлежности медиаправа как той или иной отрасли российского права, конечно имеют своё научное значение, однако сейчас это нас мало волнует. Куда важнее понять, что регулирует медиаправо. Среди множества правоотношений в сфере информации и СМИ можно выделить:

во-первых, правоотношения, связанные с реализацией прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в сфере СМИ и распространения информации,

во-вторых, правоотношения, связанные с созданием и обретением правового статуса средств массовой информации (создание, регистрация, лицензирование СМИ),

в-третьих, правоотношения, строящиеся в рамках производства выпуска СМИ,

в-четвёртых, правоотношения связанные с нарушениями законодательства о СМИ и правовыми рисками.

Сложности в реализации данных правоотношений в условиях постоянных изменений законодательства создают предпосылки для правового просвещения самих СМИ, поскольку именно они являются основным источником информирования как для граждан, так и для представителей власти, так и для друг друга. Также СМИ распространяют правовую информацию: излагая простым и понятным языком новые законодательные инициативы, СМИ в доступной форме сообщают аудитории о произошедших правовых изменениях и поясняют, какие последствия они несут. Ошибки СМИ в данной отрасли могут иметь серьёзные последствия для общества. Развитие же медиаправа и систематическое правовое просвещение уберегает журналистов от подобных неприятностей и расширяет их возможности по применению их профессиональных прав.

Анастасия Лесик
Иллюстрация: telesys.ru

Оставьте свой отзыв

Ваш комментарий