Гласность и слышимость

Гласность и слышимость

Почему в России не развивается региональное законодательство о СМИ?

По Конституции России страна делится на 85 субъектов. В статьях 71, 72 и 73 Основного закона РФ перечислены вопросы, которые находятся в ведении федеральных властей, региональных властей, а также в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Ни в одной из этих трёх статей средства массовой информации не упоминаются. Это даёт региональным и федеральным законодательным учреждениям определённую свободу манёвра при толковании возможностей регулирования СМИ.

Статья 71 относит защиту фундаментальных прав и свобод человека, включая право на поиск, получение, производство и распространение информации, исключительно к федеральному ведению. Также к регулированию СМИ можно отнести некоторые вопросы, перечисленные в Конституции РФ как находящиеся исключительно в ведении федерации, именно: границы права граждан на получение информации; правовой статус организаций (например, организаций федеральных СМИ); федеральное налогообложение; уголовная ответственность за нарушения в сфере массовой информации.

Тогда в совместном ведении будут находиться такие вопросы, как вопросы воспитания и культуры, защита права граждан на получение информации; местное налогообложение; регистрация и лицензирование; административный контроль за средствами массовой информации и за их отношениями с государственными властями субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Совместное ведение означает, что региональные органы власти могут принимать законодательные и иные акты, регламентирующие указанные сферы. Однако такие акты не должны противоречить федеральному законодательству.

Так почему же региональные парламенты не интересуются правовыми основами, дающими возможность правовые акты, регулирующие деятельность СМИ?

В 1990-е годы лишь шесть субъектов федерации приняли собственные нормативные акты о СМИ. В большинстве своём эти документы механически повторяли российский закон о СМИ 1991 года, что ставило под сомнение правовую целесообразность подобного законотворчества.

Также региональные законы о СМИ включали ряд серьёзных ограничений. Среди самых известных называли Башкирский кодекс «О средствах массовой информации» и Закон Кабардино-Балкарии «О средствах массовой информации и издательской деятельности», поскольку содержали требования специальной аккредитации от журналистов из других регионов, если они хотят получить такой же статус, как их местные коллеги (кодекс «О СМИ» Республики Башкирия) и обязательные разрешения, которые должны получить корреспондентские бюро СМИ из других регионов (закон Кабардино-Балкарии).

Но это не главная причина того, что субъекты федерации не используют возможностей для принятия законодательных и подзаконных актов, регламентирующих сферу СМИ. Главной причиной является юридическая техника, с которой могут приниматься подобные региональные акты. Если в 1990-е годы региональное законодательство в ряде случаев противоречило федеральному законодательству, создавая дополнительные трудности в установлении принципа верховенства права в России, то теперь укрепившая свои позиции федеральная власть не отнесёт вопросы СМИ к предметам ведения субъектов федерации.

Региональным законам о СМИ, если они будут приниматься массово, будет очень сложно найти место. Они не вписываются в существующую иерархию источников права и принимаются в основном не для разъяснения различных положений Конституции РФ либо федеральных законов, их исполнение обязательно только в соответствующих субъектах федерации.

К тому же региональное законодательство о СМИ способствует укреплению национальных идентичностей в регионах, хотя может и не создавать условия для развития культурного своеобразия народов, а также может быть применено в пользу региональных властей с целью показать журналистам, кто настоящий хозяин на этой земле и формировать региональные «авторитарные» режимы.

Поэтому на сегодняшний момент основными актами о СМИ, которые принимаются на региональном уровне, являются распоряжения и постановления местных правительств, уточняющие федеральное законодательство. К примеру, утверждены программы стратегий действий в интересах детей на 2012-2017 в Республике Карелия, Республике Бурятия, Тверской области, Амурской области, Хабаровском крае, направленные во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Источники:

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики.

Подзаконные акты:

Распоряжения правительства Карелии от 23.11.2012 N 693р-П «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Карелия на 2012-2017 годы».

Постановление правительства Республики Бурятия от 05 октября 2012 г. №585 «О Стратегии действий в интересах детей в Республике Бурятия на 2012 — 2017 годы».

Постановление правительства Тверской области от 16 октября 2012 г. № 595-пп «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Тверской области на 2012 — 2017 годы».

Постановление правительства Амурской области от 08 октября 2012 г. № 564 «Об утверждении Региональной стратегии действий в интересах детей в Амурской области на 2012 — 2017 годы».

Распоряжение губернатора Хабаровского края от 10 октября 2012 г. № 515-р «О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Публикацию подготовила Анастасия Лесик

Оставьте свой отзыв

Ваш комментарий