Правовое регулирование рекламы в России: газеты и журналы

Правовое регулирование рекламы в России: газеты и журналы

Реклама в периодических печатных изданиях

Правовое регулирование рекламы в периодических печатных изданиях (печатных СМИ) осуществляется согласно статьям 36 pакона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статьи 16 федерального закона «О рекламе».

Периодическим печатным изданием, согласно закону «О СМИ», признаётся «газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год». Основными периодическими печатными изданиями, используемыми для распространения рекламы, являются газеты и журналы.

Определения терминов «газета» и «журнал» содержатся в ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Газетой является периодическое листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленного к специфике данного периодического издания.

Журналом является периодическое издание в виде блока скреплённых в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленного к специфике данного издания, в мягкой обложке или переплете. Главным отличием газеты от журнала, имеющим юридическое значение для оценки размещаемой в нем рекламы (например, рекламы алкогольной продукции), является наличие у журнала обложки и ее отсутствие у газеты.

Согласно статье 16 федерального закона о рекламе печатные СМИ разделяются на специальные рекламные СМИ и не специализирующиеся на рекламе, при этом законодатель не предусматривает никаких особенных правил для рекламных печатных СМИ.

В «обычных» печатных СМИ размещение текста рекламы должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объём рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 40% объёма одного номера периодических печатных изданий.

Требование о соблюдении указанного объёма не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях рекламного характера: на их обложке или в выходных данных содержится информация о такой специализации. Между тем обложка как составная часть издания есть у журнала, но отсутствует в газете. Однако закон «О рекламе» не учитывает это обстоятельство, так как предусматривает обязанность оповещения о специализации издания только на обложке. Поэтому представляется логичным распространение данного требования закона и на первую (последнюю) полосу газеты.

В содержании рекламы во всех печатных изданиях не допускается:

  • информация порнографического характера;
  • ненормативная лексика, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов, религиозных символов, объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия;
  • демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;
  • использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
  • использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
  • указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами МСУ либо их должностными лицами;
  • указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий;
  • указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека.

Реклама не должна иметь цели:

  • побуждать к совершению противоправных действий;
  • призывать к насилию и жестокости;
  • иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
  • формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Также для печатных СМИ рекламного и нерекламного характера актуальны следующие правила:

В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.

Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации».

Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в правовом порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Источники:

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.05.2015).

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения».

Проблемы правового регулирования рекламы в периодических печатных изданиях

Публикацию подготовила Анастасия Лесик

Иллюстрация: uniofweb.ru

Публикации по теме: 

Правовое регулирование рекламы в России: интернет 

Правовое регулирование рекламы в России: телевидение

Новое в законодательстве о рекламе: май-август 2015 г.

Новое в законодательстве о рекламе: январь-февраль 2015 г.

Оставьте свой отзыв

Ваш комментарий