Сеть в помощь

Сеть в помощь

О пользе социальных сетей для журналистов

Зачем это мне и вам?

Сегодня социальные сети такое же обыденное явление, как мобильный телефон или плазменный телевизор. Миллионы людей всего мира разного возраста и социального статуса ежедневно посещают общественные порталы. Для поддержки связи с друзьями и коллегами, для поиска бывших одноклассников и сослуживцев, для получения новых деловых контактов или романтических знакомств и даже для реализации себя как творческой личности.

Однако в последнее время многие заходят на свою страницу в «ВКонтакте» или в «Фейсбуке» не только для того, чтобы узнать, как дела у приятеля, которого давно не видели, но и для того, чтобы узнать новости. Безусловно, представители СМИ, заинтересованные в успехе своего издания, вынуждены расширить своё вещание и на социальные сети. О том, как лучше это сделать, зачем это нужно и нужно ли вообще, мы поговорим в этой статье. Для начала немного истории.

Как всё начиналось?

Мало кто знает, но первый социально-сетевой ресурс появился в Интернете ещё в далёком 1995 году. Это был портал Classmates.com, созданный американским инженером Рэнди Конрадом. Сайт предоставлял зарегистрированным пользователям возможность выйти на связь с бывшими одноклассниками, сокурсниками, коллегами и сослуживцами.
Однако американского старшего брата-тёзку наших «Одноклассников» (англ. Classmates) тогда нельзя было назвать полноценной социальной сетью: у ресурса не было функции создания собственного профиля и списка друзей. Тем не менее, проект оказался успешным и существует до сих пор.

Запуск американских «Одноклассников» спровоцировал появление не одного десятка других аналогичных сервисов в последующие несколько лет. Таких, например, как SixDegrees.com – социальная сеть, созданная Эндрю Вайнрайхом в 1997 году. SixDegrees объединила в себе функции создания личной страницы и добавления списка друзей, а также возможность поиска по их страницам. Это был первый Интернет-проект наиболее приближённый к нынешним социальным сетям. Но, несмотря на это, в 2001 году SixDegrees.com прекратил своё существование.

В марте 1999 года американский программист Брэд Фицпатрик запустил в интернет знаменитую сегодня службу LiveJournal – блог-платформу для ведения онлайн-дневников, предоставляющую пользователям возможность публиковать свои и комментировать чужие записи, вести коллективные блоги, добавлять в друзья других пользователей и следить за их записями в Ленте друзей.

Бум социальных сетей начался 5 мая 2003 года с запуска LinkedIn – социальной сети для поиска и установки деловых контактов. Проект заработал большую популярность в среде деловых людей. На сегодняшний день в LinkedIn зарегистрировано свыше 400 миллионов пользователей, представляющих 150 отраслей бизнеса из 200 стран.

Следом за LinkedIn в августе того же года стартовал социальный сервис MySpace – сайт сетевых сообществ и блог-платформа, позволяющая зарегистрированным пользователям создавать личные профили, группы по интересам, размещать фото и видео контент, а также прослушивать аудиотреки популярных исполнителей. Долгое время портал MySpace.com считался самой популярной социальной сетью во всём мире, однако с конца «нулевых» его рейтинги значительно упали. По данным компании «Alexa Internet», занимающейся Интернет-статистикой, в период с февраля 2009 по июль 2015 по рейтингу популярности веб-сайтов MySpace опустилась с 5-го места на 1967-е.

Снижение посещаемости MySpace многие связывают с появлением и развитием известного социально-сетевого ресурса Facebook. Сайт появился на свет 4 февраля 2004 года благодаря студенту Гарвардского Университета Марку Цукербергу и его соседям по комнате. Объединив в себе все возможные на то время функции Интернет-порталов и добавив к ним новые, Facebook быстро набрал популярность и подтолкнул многих Интернет-программистов к созданию своих аналогов.

Наш отечественный сервис ВКонтакте основан Павлом Дуровым, Львом Левиевым и Вячеславом Мирашвили. Российский аналог Facebook был запущен в Рунет 10 октября 2006 года и по функциональности мало чем уступает своему прототипу.
То же можно сказать и об «Одноклассниках», запущенных в глобальную сеть немного ранее (4 марта 2006). Только в их случае прототипом послужил американский первопроходец Classmates.com, о котором мы уже упоминали.

Социальные сети в России

Многие традиционные СМИ и Интернет издания уже расширили своё вещание на социальные сети. Созданы группы и публичные страницы, ведутся блоги и осуществляются новостные рассылки. Сегодня в Интернете существует более 20 активных крупнейших социальных сетей. Понятно, что журналистам практически невозможно охватить их все. Поэтому, для тех изданий, которые ещё не успели распространить свою информацию на социальные порталы, будет интересным узнать на какие службы стоит нацелиться.

166

Как следует из данных, предоставленных аналитическим Интернет-сервисом TNS, в отношении социально-сетевых ресурсов россияне отдают предпочтение отечественным продуктам.

Новые возможности для журналистов

Расширение своего вещания на социальные сети для представителей СМИ сегодня не только вынужденная необходимость, но ещё и получение новых возможностей. Вот некоторые из них.

Мультимедиа. Социальные сети позволяют зарегистрированным пользователям размещать у себя на странице или в группе фото, видео, текстовые и аудио файлы. Таким образом, многие издания, специализирующиеся на каком-то одном виде информации (радио, газеты и журналы), могут разнообразить свой контент фото или видео материалом.

Новостная рассылка. С помощью новостной ленты социальных сетей можно не только размещать свои новости, но и просматривать существующие. Например, анонсы грядущих мероприятий, которые можно посетить для получения информации.

Обратная связь. Вступившие в группу издания пользователи могут оставлять комментарии к публикациям, ставить «лайки» и осуществлять «репост» ссылок на ваши материалы, тем самым повышая качество и популярность вашей работы.

Опросы. Журналистам-аналитикам будет интересна такая функция социальных сетей, как опросы. Создав в группе своего издания опрос на интересующую вас тему, вы сможете получить у ваших подписчиков реальные данные и в будущем использовать их в своей публикации.

Моментальные публикации. Мобильные приложения социальных сетей дают возможность разместить материал в группе прямо с места события, что чрезвычайно удобно для новостных изданий.

Прямые трансляции. Некоторые социальные сети позволяют журналистам вести прямые видео трансляции в режиме реального времени.

Кто кого? Спор века

Бытует мнение, что развитие Интернета в целом и социальных сетей в частности в скором будущем вытеснит традиционные СМИ с информационного рынка. Зачем смотреть телевизор, если можно любую информацию найти в Интернете, а новости узнавать, зайдя в социальную сеть и просмотрев новостную ленту? Следовательно, классическим масс-медиа придётся либо капитулировать перед Интернет-изданиями, либо полностью перевести своё вещание в глобальную сеть.

Однако, несмотря на то, что такая точка зрения существует и она небезосновательна в России пока что положение дел на информационном поприще обстоит следующим образом.

16

По данным опроса аналитического центра levada.ru, в 2014 году телевидение является основным каналом получения информации для большинства россиян. Следующий источник новостей для наших соотечественников – это третьи лица (друзья, соседи, знакомые, родственники). Третье место делят печатные издания и Интернет-СМИ. Следом идёт радио, а социальные сети занимают только последнее место.

Конечно, прошёл уже целый год и ситуация несколько изменилась, но у российских традиционных СМИ всё ещё есть масса шансов расширить своё вещание на социальные сети и занять там свою нишу. Социальные сети по-прежнему остаются для российских журналистов новой возможностью, а не вынужденной необходимостью.

Денис Польков

Иллюстрация: frilka.com

Оставьте свой отзыв

Ваш комментарий