Обоюдная ответственность

Обоюдная ответственность

Редакции СМИ и пресс-службы органов власти имеют разные задачи, но общую цель – максимально объективно и разнообразно рассказывать гражданам о событиях текущей жизни

Вообще-то разговор надо вести не о том насколько хорошо работается сотрудникам пресс-служб органов государственной власти с журналистами и наоборот, поскольку рабочие отношения тех и других друг с другом интересны преимущественно им самим. Существо разговора об их взаимодействии правильно взвинтить ввысь до темы: обеспечивают ли журналисты и сотрудники пресс-служб, представляющие органы власти, конституционное право граждан на доступ к объективной и разнообразной информации? Ради ответа на этот вопрос и проводился семинар, организацию которого взял на себя Центр защиты прав журналистов и СМИ, но проведение которого без поддержки правительства Карелии было сложно осуществимым. Тут счастливо совпали интересы журналистов и руководителей республиканской власти, отвечающих в администрации главы Карелии за информационно-аналитическую работу.

При организации семинара на тему «Взаимодействие СМИ и пресс-служб органов государственной власти Карелии» правозащитный журналистский Центр и руководство администрации главы республики сразу договорились, что участвуют в нём с каждой стороны равное число человек, чтобы никто ни над кем численно не нависал. Обе стороны добросовестно правило это соблюли, хотя, к сожалению, не все званные сотрудники редакций смогли (или захотели) принять участие в диалоге, который, теперь это можно утверждать, состоялся.

Ещё раз подчеркнём, разговор вёлся о профессиональной кухне «смежников», где редакции СМИ и пресс-службы в раной мере отвечают на сколько они своей деятельностью реализуют конституционное право граждан на получение информации обо всех вопросах жизни, их касающихся. Поскольку цель эта реализуется с помощью конкретного инструментария (форм работы), то неизбежно речь шла о трудностях взаимопонимания журналистов с сотрудниками пресс-служб, о претензиях, возникающих друг к другу в процессе работы (организаторы настаивали на публичном обсуждении таких претензий).

Два центральных сообщения было заявлено в программе: выступление заместителя главы Карелии по региональной политике Вячеслава Баева, который намеревался дать характеристику информационной политике, реализуемой правительством республики, а руководитель Центра защиты прав журналистов и СМИ Анатолий Цыганков (часть 1; часть 2часть 3) готовил выступление, в котором анализировалась практика взаимоотношений пресс-служб органов государственной власти с редакциями СМИ. Третьим докладчиком стала Анастасия Лесик, сотрудник правозащитного журналистского Центра, познакомившая участников семинара с российским и международным опытом взаимодействия прессы с подразделениями отвечающими в органах власти за информационную политику.

Рабочие обстоятельства не позволили В. Баеву участвовать в работе семинара, хотя, знаем, он готовился, но возникла командировка в Москву, спутавшая планы, потому сторону губернатора представлял Станислав Певганен, заместитель руководителя администрации главы Карелии, который как раз и занимается собственно организацией информационно-аналитической работы в правительстве Худилайнена. Так что его участие в семинаре представлялось даже более значимым, потому как он персонально отвечает за работу с медиа полем Карелии.

Выступления докладчиков мы не пересказываем, потому что есть возможность их посмотреть, для удобства лишь представив основные тезисы доклада А. Цыганкова.

Во-первых, речь шла о пресс-службе как институте государственной власти, связанном общими задачами и дисциплиной труда с правительством. Сотрудники пресс-служб — исполнители государственных задач, они ограничены в своих творческих возможностях.

Во-вторых, поле служебного манёвра всё же существует для пресс-служб и от руководства их зависит полезность информационного института для общества и прессы. А. Цыганков рассмотрел две модели организации деятельности пресс-служб, когда они (1) выступают в роли инструмента оперативного распространения информации, быстрого реагирования на события текущей жизни, открыты для СМИ, и (2) когда пресс-службы выступают в роли информационного «фильтра», нацелены на минимизацию контактов прессы с представителями власти.

В-третьих, дана была краткая характеристика форм деятельности пресс-служб, среди которых самыми распространёнными являются пресс-конференции, брифинги, сопровождение группами отобранных правительством журналистов рабочих поездок первых лиц республики (губернатора прежде всего сопровождают выездные «журналистские десанты»). Давалась характеристика и более редким формам работы пресс-служб со СМИ, таким как пресс-туры (специально организованные тематические поездки для всех СМИ, без селекционного предпочтения, кого брать или не брать в подобные погружения) или организация неформальных встреч главных редакторов, ведущих медиа обозревателей с главой Карелии (такая форма общения редко практикуется, поскольку никогда не понятно, чем подобное доверительное общение может обернуться для его организаторов).

В-четвёртых, отдельно были рассмотрены две существующие ипостаси пресс-служб. Традиционно они были и остаются институтами коммуникации со СМИ, но в последние несколько лет к этому добавилась прежде малозаметная функция, превращающая пресс-службы в подобие «информационных агентств». Хотя кавычки уже можно и не ставить, пресс-служба органов госвласти в Карелии действительно стала основным поставщиком информации для новостных сайтов. Надо заметить, тема эта стала одной из самых обсуждаемых на семинаре и мнения журналистов совершенно разошлись.

В-пятых, были представлены наиболее часто возникающие противоречия (самые типичные) между сотрудниками органов власти и журналистами.

В-шестых, речь шла об индикаторах позволяющих определять эффективность работы пресс-служб, перечислены были и ожидания журналистов от деятельности пресс-служб, в том числе спор зашёл о пользе пресс-релизов в редакционной работе.

В-седьмых, систематизированы были претензии, предъявляемые редакциями сотрудникам пресс-служб и наоборот.

Отдельно выделим темы, вызвавшие наибольшие споры.

Взаимоотношения районной прессы с руководством муниципальных районов, об этом говорили главные редактора газет Марина Кивирьян («Наша жизнь» / Пряжинский район), Любовь Горохова («Северные берега» / Калевальский район), замредактора Наталья Юдина («Олония» / Олонецкий район). Их выступления были тревожными, в некоторых случаях речь заходила о том, что районные издания, учредителями которых являются органы местной власти, подвергаются цензуре, что является грубейшим нарушением закона о СМИ. Руководство Калевальского района, нарушая федеральные законы, создаёт невыносимые условия работы для независимой от районной власти редакции «Северные берега».

Спор между журналистами возник и по отношению к тому как редакции используют контент предоставляемый им пресс-службами. По словам А. Цыганкова новостные сайты республики примерно на 80 процентов состоят из пресс-релизов органов государственной и муниципальной власти, с разной степенью добросовестности пересказанной на новостных лентах. В лучшем случае редакции ссылаются на источник информации, в худшем правительственные и муниципальные пресс-релизы «авторизуются» фамилиями редакционных сотрудников (такое тоже, к сожалению, случается).

Горячие дебаты развернулись относительно веерно рассылаемых по редакциям пресс-релизов органов госвласти, к содержанию которых у редакций возникают претензии (их озвучил А. Цыганков). Совершенно не согласилась с такой позицией главный редактор информационного агентства «Республика» Мария Морозова, которая убеждена, что сама озвученная цифра в 80 процентов дублируемых новостными сайтами пресс-релизов, не очень хорошо характеризует работу редакций, а уж ещё и претензии предъявлять к содержанию пресс-релизов, требуя, чтобы пресс-службы готовили контент сразу готовый к публикации, это, мол, и совсем наглость (таких слов не звучало, но смысл реплики был таким). На что последовали возражения, в частности тележурналист ГТРК «Карелия» Олег Горновский напомнил, что для того сотрудники пресс-служб и получают зарплату, чтобы сложный язык ведомственной информации «переводить» на русский язык. Заместитель министра по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями и СМИ Людмила Никифорова напомнила, что не во всех ведомствах существуют пресс-службы и потому часто работники, которым поручается писать пресс-релизы, лишь подсказывают журналистам темы для их возможной самостоятельной работы. Мнения разошлись. Подводя итог, А. Цыганков предложил всё же услышать чего ожидают редакции от «давальческого сырья» пресс-служб. Просьба в общем-то не сложная для исполнения: в текстах пресс-релизов должно быть больше фактов и цифр; цитаты должностных лиц, что-либо комментирующих; оперативность информационного отклика на события и желательна вариантность оценок событий. И точно не нужна «литературность» пресс-релизов, увеличивающая их объём; вредит невнятность предлагаемых текстов и их перегруженность ссылками на законы и нормативные акты.

По ходу обсуждения разных тем прозвучали и ряд предложений. Например корреспондент газеты «Московский комсомолец в Карелии» Дмитрий Ананьин попросил, чтобы на портале органов госвласти появился архив, где размещались бы прошедшие уже заседания правительства Карелии, как сегодня делает Законодательное собрание, открыв для желающих архив своих сессионных заседаний.

Предложений было много, и со стороны журналистов и с правительственной стороны, назовём некоторые из них.

Решено провести обучающий семинар, участниками которого станут руководители районов и главные редактора муниципальных изданий. Это пожелание уже можно считать рабочим заданием, сказал С. Певганен. Организаторами его выступят правительство Карелии и Центр защиты прав журналистов и СМИ. Мероприятие будет планироваться на первый квартал следующего года.

Предложено было провести «круглый стол» для журналистов, участники которого обсудили бы темы профессиональной деятельности редакций, попытавшись ответить и на такой вопрос: почему снижается в Карелии общественное доверие к работе СМИ? Заранее можно угадать, сколь сложно будет собрать представителей разных редакций на подобное обсуждение. Кстати, и на прошедший семинар некоторые редакции, ни на раз предварительно приглашённые, не пришли, честно объяснив, что не видят смысла во встрече с пресс-службами правительства, которые давно поделили редакции на «свои» и «чужие», последним скорее мешая работать, чем помогая.

И ещё одно предложение прозвучало: организовывать профессиональные конкурсы для журналистов, тематическими заказчиками которых становились бы органы власти и редакции, а оценщиками — только редакции (предложение С. Певганена). И к этому ещё добавилось предложение поощрять открытых для сотрудничества со СМИ чиновников и, наоборот, общественно порицать тех государственных и муниципальных служащих, кто препятствует работе журналистов и редакций. Надо заметить, что когда-то такую работу уже проводил Союз журналистов Карелии, но со временем инициатива иссякла. Участники семинара согласились, что стоит вновь к этой поощрительно-экзекуционной мере вернуться, дав согласие лично присоединиться к не простой организаторской работе.

Участники семинара поручили Центру защиты прав журналистов и СМИ обобщить все прозвучавшие предложения и в письменном виде передать их в правительство Карелии.

Как представители прессы и госорганов оценили прошедший семинар «СМИ и пресс-служб органов государственной власти Карелии» — смотрите видео.

Любовь Горохова, главный редактор независимой газеты «Северные берега» (Калевальский район).

Людмила Никифорова, заместитель министра по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями и СМИ.

Марина Кивирьян, главный редактор газеты «Наша жизнь».

Наталья Юдина, заместитель главного редактора газеты «Олония» (Олонецкий район).

Мария Морозова, главный редактор информационного агентства «Республика».

Станислав Певганен, заместитель руководителя администрации главы Карелии.

Дмитрий Ананьин, обозреватель газеты «Московский комсомолец в Карелии».

Редакция

Иллюстрация:skycenter.aero

Семинар организован при поддержке международной сети журналистов «Баренц-пресс».

2 Trackbacks & Pingbacks

  1. За бюджетный счёт
  2. Оцифрованная реальность | Центр защиты прав журналистов и СМИ

Ваш комментарий