У вас проблема? Жмите красную кнопку

У вас проблема? Жмите красную кнопку

Работать журналистам становится всё сложнее. Всё больше законодательных ограничений и всё меньше прав на профессиональную деятельность

Тест на выживаемость

Дискуссия о будущем печатных периодических изданий  длится в России не менее десяти лет. Одни эксперты утверждают, что «бумажному слову» приходит конец, другие возражают им, находя для этого убедительные аргументы. Понятно, жизнь в какой-то отдалённой перспективе всех рассудит, правда, где тот далёкий горизонт, как долго до него топать ещё? Никто не скажет. Пока же можно зафиксировать состояние информационного разделения Карелии, которое понятно условное, на две большие читательские группы, где граждане, проживающие в Петрозаводске, уходят в Сеть, выбирая интернет-издания, тогда как жители районов республики остаются верными традиционной печатной прессе. Чему есть объяснения, кроются которые в психологии людей и технической продвинутости региона.

Начнём со второго. Хотя и считается, что Карелия невероятно интернетизированный субъект Федерации, где свыше 70 процентов жителей являются пользователями Интернета , однако, надо признать, электронное неравенство остаётся реальностью нашего информационного бытия, и большая часть посетителей сайтов, социальных сетей проживают в Петрозаводске. В районах их было бы тоже давно больше, но технические ограничения препятствуют тому. Что там говорить об устойчивости интернет соединения, если во многих сельских поселениях по сию пору нет гарантированной электрической связи. Современная телекоммуникационная инфраструктура создаётся, государство вкладывает в это деньги, но широкополосный проводной доступ к сети Интернета — это всё же отдалённое будущее для сельских жителей.

А падение интереса городского читателя, прежде всего петрозаводского, к печатной прессе тоже имеет своё объяснение. Газеты и журналы надо покупать, то есть за печатную информацию требуется отдать собственные деньги. Чего делать не хочется, да и зачем когда можно сесть за компьютер, буквально утонув в бесплатном информационном потоке. И что ещё важнее, здесь вам предложат оперативную, постоянно обновляющуюся информацию и удовлетворяющую все вкусы и пристрастия. В общем, дёшево, быстро и актуально. Тогда зачем платить?

Современная технологическая инфраструктура формирует и новый тип читателя, почему медиа эксперты и говорят о том, что идёт довольно заметный процесс отвыкания молодых людей от чтения бумажных газет и журналов. Шуршание бумажного листа становится почти анахронизмом, ласкающим читательский слух уже только советского возрастом человека. Любопытно, что некоторые производители газетно-журнальной продукции на электронных носителях, имея в виду этот психологический якорь человеческого подсознания, свою продукцию в формате пдф (pdf) снабжают узнаваемым воспоминанием-листанием. Это когда перелистывание электронных страниц сопровождается звуком схожим с шуршанием переворачиваемых бумажных страниц газет или журналов. Таким образом создаётся комфортное отчаливание позднесоветского читателя от пристани печатной прессы.

В данный исторический момент печатная пресса сохраняется повсеместно, но наиболее прочные позиции она занимает в муниципальных районах, где у местных газет сохраняются и прежние тиражи — в Карелии они, как правило, небольшие, — и устойчивая читательская аудитория. В Петрозаводске противоположная картина наблюдается. Об этом шёл на разговор на встрече представителей СМИ Карелии c руководителем Центра правовой поддержки журналистов Общероссийского народного фронта Натальей Костенко. Вряд ли что-то новое услышала она от журналистов и редакторов республики, поскольку давно подобными темами занимается, но лишний раз сформулировать претензии редакторов «бумажных изданий» всё же не мешает. Почему печатной прессе худо живётся?

Руководитель Центра правовой поддержки журналистов Общероссийского народного фронта Наталья Костенко обещала как лев защищать интересы журналистов Карелии.

Руководитель Центра правовой поддержки журналистов Общероссийского народного фронта Наталья Костенко обещала как лев защищать интересы журналистов Карелии.

Главный редактор газеты «ТВР-Панорама» Евгений Белянчиков начал с распространения своего печатного издания. Очень сложно редакции еженедельника пробиваться к читателю. Торговые сети не охотно идут на то, чтобы на своих полках выкладывать республиканские газеты. Например, уже больше пяти лет газета «ТВР-Панорама, к слову, самая многотиражная и популярная в Карелии, не может попасть в торговые залы предприятия «Магнит». И отказа вроде нет, но и вопрос не решается. Предприятию финансово не интересно сотрудничать с региональным изданием, федеральные же газеты оно берёт на реализацию. Правда, уточняет Е. Белянчиков, удалось внедриться со своей продукцией в магазины другого сетевого ритейлера – в «Пятёрочку».

Вторая проблема для печатной прессы, продолжила разговор заместитель главного редактора районной газеты «Новая Кондопога» Юлия Шевчук, это взаимоотношения с федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России», услуги которого составляют половину цены, а то и больше, производимой редакциями продукции (газеты). Надо сказать, что этой проблеме много-много лет. Всевозможные реорганизации «Почты России» всегда только вредили печатной прессе. Доставка подписчикам периодических печатных изданий мало того что материально дорого обходится для редакций, так она ещё страдает и хроническими временными задержками, поскольку граждане редко когда вовремя получают подписанные ими газеты и журналы. И чем отдалённее населённый пункт от центрального узла почтовой связи, тем бессмысленнее редакции заморачиваться здесь с организацией подписки. По словам Ю. Шевчук, еженедельник «Новая Кондопога» на 80 процентов распространяется по подписке в районном центре, в Кондопоге, в сельских поселениях подписчики – большая редкость. Хотя, уточнила она, число их от одной подписной компании к другой не меняется. Цифра эта как бы застыла. Давнишние читатели остаются преданными своей газете.

онф.сми

Наталья Костенко, откликаясь на тему доступности газет для читателей, сказала, что Общероссийский народный фронт готовит поправки в закон, в случае принятия которых будет установлена обязательная для исполнения органами региональной власти норма, когда на определённое число местных жителей должно будет приходиться энное число газетных киосков. Местную власть обяжут тогда организовывать систему продаж периодических печатных изданий. Впрочем, о реальности исполнения подобных планов говорить сложно.

По информации Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в России 1 киоск приходится на 4400 человек, тогда как в Англии один киоск – на 1800 читателей, в США – на 1500 человек, а в Польше один киоск обслуживает 650 человек (данные 2013 г.).

У республиканской газеты «ТВР-Панорама» число подписчиков, напротив, сокращается, за последние полтора года уменьшившись с десяти до восьми тысяч человек, и тенденция эта продолжается. Происходит что по причине переориентации читателей на интернет издания, но не только из-за этого, пожалуй, даже больше влияют на переформатирование медийного рынка рекламодатели. Е. Белянчиков подчеркнул, что бизнес целенаправленно пошёл на сайты со своей рекламной продукцией, соответственно лишая денежного содержания печатную прессу. По его мнению, первым в Петрозаводске ощутил на себе растущий щедрый поток рекламных денег сайт «Губерния дейли» (ООО «Карельская губерния» издаёт ещё и печатный еженедельник «Карельская губерния»). Новостные сайты Карелии стали постепенно выходить на самоокупаемость, становясь прибыльными информационными предприятиями. Е. Белянчиков это и по своему опыту знает, сегодня в информационном холдинге, объединяющим газеты «ТВР-Панорама», «Петрозаводск» и сайт «Петрозаводск говорит», основной рекламный поток направляется в интернет-издание, что меняет характер работы всех редакций. Первичной стала деятельность сайта, некоторые и материалы которого потом перерабатываются под формат газет.

Финансово-экономическое развитие рынка СМИ Карелии задаёт условия выживаемости печатных изданий. Уходят рекламные деньги из газеты – и за ними следом из печатного издания уходит жизнь. Государство пытается влиять на эти процессы, в частности предоставляя субсидии редакциям печатных изданий (в Карелии в зону федеральной финансовой опеки попадают «ТВР-Панорама» и «Карельская губерния»), но пока сложно сказать, насколько этот финансовый инструмент окажется работающим. Скромную помощь в Карелии районным печатным изданиям оказывает республиканский бюджет. Впрочем, это и не помощь даже, а госзадание, которое муниципальные издания добросовестно отрабатывают, размещая на своих страницах пресс-релизы правительственной пресс-службы. И суммы, которые ежеквартально получают районные редакции, очень скромные. Ю. Шевчук сказала, что их редакции от щедрот государственных перепадает примерно 37 тысяч рублей в квартал. Даже смешно говорить, что подобная сумма способна оказать финансовую поддержку газете. Кстати, если сравнивать сумму госзадания для районных муниципальных газет нынешнего и прошлого годов, то она чуть подросла, увеличившись с прежних 148 тысяч рублей в год до нынешних 175 тысяч. Ничтожно мала и финансовая помощь редакциям районных газет со стороны местных администраций, которые, публикуя в них массу муниципальных нормативных актов, далеко не всегда финансово компенсируют редакциям эту услугу. Администрации муниципалитетов злоупотребляют правом своего учредительства в районных газетах.

Юлия Шевчук, заодно и о других «наездниках» вспомнила, норовящих бесплатно проехаться на шее редакции. Это всевозможные федеральные контролирующие ведомства, которые несут в районную газету служебную информацию, отказаться от публикации которой сложно. Разумеется, занимая газетные площади, «авторы» за опубликованную информацию редакциям не платят. Переизбыток таких статей убивает ещё и читательский интерес к газете.

Законодательные капканы

Не менее безнадёжным получился и разговор на тему законодательного регулирования деятельности интернет изданий. Практически каждый новый федеральный закон данной сферы касающийся загоняет в тупик интернет издания. В частности в ходе встречи недобрым словом поминался закон о персональных данных, фактически препятствующий работе сайтов. Этот карательный закон при желании органов госвласти может любую интернет редакцию уничтожить. Исполнить его невозможно и нарушают его ежедневно все редакции и журналисты, но их не трогают до тех пор пока к ним не возникает «политического интереса».

Возражают журналисты и против того, что надзорные органы наказывают их за использование фотографий, самими авторами размещаемыми на своих страницах в соцсетях для открытого пользования. Из-за этого всё чаще возникают судебные споры, один из которых прямо сейчас мучает редакцию «ТВР-Панорамы» (точнее интернет издание). Редакции предъявлена судебная претензия за то, что она использовала в качестве иллюстрации фотографию взятую из социальной сети. По мнению Е. Белянчикова, суд, наказывая за подобный поиск открытой информации, покушается на основы журналистики. И он верно подметил, что данная норма работает опять же очень избирательно, припомнив недавнюю страшную трагедию в небе Турции со взорванным террористами российским лайнером. Редакции федеральных СМИ, сообщая о трагедии, выполняя свой профессиональный долг, находили в соцсетях информацию о погибших людях, в том числе и фотографии их публиковали в СМИ, и это было воспринято всеми с пониманием. Никто не стал обращаться в суд, требуя наказания редакций за то, что те незаконно, а это именно так было, использовали материалы социальных сетей, брали оттуда персональные данные погибших россиян, не испросив на то в том числе и разрешения их родственников. Но редакции обязаны были оперативно освещать события, вызванные террористическим актом. Проблема сформулирована достаточно ясно журналистами, будет ли она решаться законодателями — вопрос. Наталья Костенко благоразумно не стала что-либо определённо на сей счёт заявлять.

Но несколько раз, по разному поводу выступая, она напоминала, что Центр правовой поддержки журналистов, существующий при Народном фронте, готов защищать интересы журналистов, рассказав о нескольких примерах такой практической помощи. Это обещание радует и, конечно же, в критических ситуациях никто из журналистов от помощи юристов ОНФ не откажется. На сайте Центра, которым руководит Наталья Костенко, имеется красная кнопка экстренной помощи. Так что если что — жмите на неё.

Анатолий Цыганков
Фото — Наталья Соколова-Витива

Публикации по теме:

Деньги – на бочку

СМИ и правозащита 

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. Выживут не все

Ваш комментарий