Новая информационная реальность

Новая информационная реальность

Тезисы выступления руководителя группы «Свобода слова» Анатолия Цыганкова на годовом собрании международной журналистской организации «Баренц-пресс».
8 мая 2009 г., г.Мурманск.

Приход в мир Интернета это явление сопоставимое с навыком человека извлечь самостоятельно огонь и разжечь костер, сконструировать колесо и облегчить себе ношу, изобрести систему письма и передать в бесконечное будущее свои знания. Интернет сшил мировое информационное пространство, создав уникальную коммуникационную среду. И произошло это столь стремительно, что возникает психологическое ощущение, будто Интернет давным-давно является частью человеческого бытия. Хотя в России Рунет в нынешнем апреле отметил всего лишь своё пятнадцатилетие.

Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам.

Интернет стал повседневностью. Однако остаётся сложной для оценки коммуникационной средой. Нас, профессиональных журналистов, интересует, прежде всего, как в этой среде функционируют средства массовой информации. Что такое медиа-веб, какие правовые нормы регламентируют Интернет-издания? При кажущейся очевидности ответов, на самом деле, здесь нет ясности. Когда мы начинали своё исследование, то именно эта мысль была сформулирована в качестве рабочей гипотезы, а по завершении работы мы лишь укрепились в своем суждении. Веб-ресурсы в России в данный момент свободны и беззащитны одновременно, а разрабатываемое законодательство, призванное регулировать функционирование Интернет-изданий, грозит их демократической природе.

Цель. Задачи. Эксперты

Цель нашего проекта – желание разобраться в угрозах, нависающих над веб-медиа в России.

Этим определялись и задачи, которые мы ставили перед собой:

• во-первых, требовалось дать характеристику региональным веб-ресурсам,
• во-вторых, классифицировать и оценить проблемы Интернет-изданий,
• в-третьих, охарактеризовать взаимоотношения веб-медиа с институтами власти,
• в-четвертых, провести аудит конфликтных и судебных историй, участниками которых становились веб-сайты и блоги,
• в-пятых, попытаться смоделировать правила взаимоотношений по линии «веб-медиа» — «общество», которые, с одной стороны, не разрушали бы общественно-государственную устойчивость (например, не провоцировали негативные тенденции экстремизма, национализма), но и не подавляли свободу слова — с другой.

Чтобы выполнить эту работу, мы провели в четырех российских регионах, входящих в сферу деятельности Баренц-пресса (Мурманская и Архангельская области, республики Карелия и Коми), интервьюирование с четырьмя группами экспертов:

(1) со специалистами, знающими положение дел у себя в регионе на рынке веб-медиа,
(2) с редакторами периодических изданий, изнутри знающих медийную «кухню»,
(3) с судьями, имевшими опыт участия в процессах, где в роли ответчиков выступали веб-сайты, блоги.
(4) с блогерами, знающими региональную блогосферу.

Всего проведено 14 стандартизированных интервью, на основании которых сделаны умозаключения, характеризующие сложившуюся ситуацию.

Кроме того, мы провели анкетирование журналистов, и студентов обучающихся журналистике, а также блогеров, выясняя их отношение к законодательному оформлению деятельности Интернет-ресурсов (105 респондентов). Весь массив анкет – российский, хотя мы пытались изучить и мнение наших коллег по «Баренц-прессу» из Финляндии, Норвегии и Швеции, однако этот опыт следует назвать неудачным. Зарубежные партнеры уклонились от участия в анкетировании, а несколько полученных анкет не позволили сделать какие-либо обобщения.

Онлайновая эпоха: новая информационная логика

Почему проект поименован «Современный самиздат»? В этом названии присутствует элемент исторического сравнения, понятный российскому журналисту. Самиздат – это форма творческого самовыражения советских граждан, распространявших свои мысли и идеи вопреки государственной идеологии. В тоталитарном обществе (СССР) люди рисковали за собственные средства распространять информацию, о которой официальные издания молчали. Эти люди сами себя издавали, отсюда и дефиниция – «самиздат». В том смысле, что это была неподконтрольная органам государственной власти творческая самодеятельность граждан — журналистская, публицистическая, литературная.

Интернет технологии сделали дешевой и доступной производство информации. Не нужны дорогостоящие типографские машины, бумага. Технология распространения идей стала простой. Практически нет барьеров, чтобы обнародовать свои мысли и идеи. Человек, имеющий доступ к компьютеру, подключенный к сети Интернет, получил возможность стать гражданским информатором (возникает гражданская журналистика). Самиздат стал массовым и планетарным культурным и социальным явлением. Гражданин при желании имеет возможность создать собственный веб-сайт. А может использовать и гораздо более дешевый и простой в пользовании инструмент как блог (сетевой дневник) или твиттер (мини-блог). Эта техническая революция изменила традиционную модель распространения информации, когда информация проходила через этапы ее производства в редакции (профессиональными журналистами) и, становясь сообщением, затем доставлялась получателю информации. Интернет-ресурсы позволяют данную традицию разрушать. И поэтому уже сам прежний «получатель» (например, блогер) имеет возможность выступать «источником» сообщения для журналиста (последний становится «получателем»). Прежняя ясность и чистота ролей сломана. И чем технически доступнее (и дешевле) становится Интернет, тем сложнее профессиональным редакционным коллективам оставаться монополистами на информационном поле.

Интерактивность как способ взаимодействия «источника» (редакции) с «получателем» (читателем) понуждает традиционные СМИ менять методы работы с информацией.

Некоторые экспертные умозаключения

• В силу растущей доступности веб-изданий они теснят традиционные СМИ.
• Совокупный объем Интернет ресурсов уже затмил своим разнообразием традиционные СМИ.
• Новые поколения россиян предпочитают Интернет-издания.
• Веб-издания в регионе исследования, как правило, не являются Интернет-СМИ, то есть не имеют юридического статуса зарегистрированных СМИ. Федеральный закон не требует их обязательной регистрации.
• Закон РФ «О СМИ» не распространяется на интернет-издания, которые не СМИ, а, следовательно, не защищает их.
• Быстро развиваются в Интернете социальные сети (формируются новые информационные сообщества).
• Низка культура посетителей Интернет-изданий, что создают трудности, прежде всего, для изданий.
• Блогосфера в регионе пока не развита. При этом блоги воспринимаются экспертами в качестве важного информационного источника.
• Острой конкуренции между веб-сайтами и традиционными СМИ в данный момент нет, но, по мнению экспертов, она неизбежна. Традиционные СМИ должны осваивать сеть Интернет, в противном разе они проиграют конкуренцию.
• Растает число судебных дел о диффамации в отношении интернет-изданий.
• Наиболее уязвимыми для веб-сайтов являются читательские заметки на форумах. Силовые органы ошибочно рассматривают их в качестве канала для реализации редакционной политики сайтов. Читательские посты становятся предметом для уголовного расследования веб-редакций.
• Не ясна правовая природа блогов.
• Участники блогосферы должны нести ответственность за распространение информации.

Правовая ответственность Интернет-изданий: итоги анкетирования

Было опрошено 105 человек. Респонденты из четырех субъектов России ответили на шесть вопросов, один из которых был открытым.

Требуется ли принимать в России закон, регулирующий деятельность Интернет-ресурсов?
Нет – 48%.
Да – 43%.

Обязательна ли юридическая регистрация сайтов?
Нет – 76%.
Да – 14%.

Возможно ли саморегулирование в блогосфере?
Нет – 86%.
Да – 5%.

Угрозы для Интернет-журналистики:

  • давление органов власти на оппозиционные веб-сайты,
  • федеральное законодательство, которое позволяет уголовно преследовать редакторов и владельцев сайтов за читательские посты,
  • проблема плагиата (веб-сайты используют чужой контент, не указывая источник информации).

Веб-ресурсы – новые медиа, мы рассматриваем как новый вид журналистики, особенность которой в том, что здесь сформирован особый вид связей – горизонтальный, когда управление веб-медиа из одного центра становится в принципе невозможным. Думающий, знающий и добросовестный человек имеет возможность стать создателем или автором веб-сайта, или, что еще проще, завести свой сетевой дневник. Веб-реальность остается загадкой. Мы с вами наблюдаем за процессом развития веб-сайтов, блогов и сами же отстраиваем эту бесконечную горизонтальную информационную перспективу.

Источник: Архив Центра защиты прав журналистов и СМИ.

Оставьте свой отзыв

Ваш комментарий