Приходите и володейте нами?

Приходите и володейте нами?

Семинар, проведённый столичными экспертами в рамках работы Клуба главных редакторов Карелии, не только учит, но и думать заставляет, настраивая на работу над собственными ошибками

Тиражи районных газет в Карелии, да и не только в нашей республике, а в целом по стране, не большие. В Карелии муниципальные газеты выходят в свет в среднем разовым тиражом (еженедельным) от одной до двух с половиной тысяч экземпляров. Но при всех экономических трудностях, кадровых проблемах районные газеты умудряются выживать и более того, как и прежде, остаются без преувеличения основным источником информации о местной жизни для местных жителей. Собственно в этом их уникальность и конкурентное преимущество. И теперь нужно думать — как то и другое усилить новыми интернет-технологиями, заодно расширяя и читательскую аудиторию районных изданий. Об этом шёл разговор во время семинара, участники которого обсуждали как с помощью интернет-технологий расширить возможности районных СМИ. В роли лекторов выступали генеральный директор ТАСС Санкт-Петербурга, председатель Ассоциации СМИ Северо-Запада Сергей Потехин и медиа-эксперт из Москвы Владимир Змеющенко, который в прошлом работал в железнодорожной газете «Гудок» и в разных аналитических изданиях (например, в журнале «Профиле», где был главным редактором). Оба они прекрасно ориентируются в современных тенденциях, характеризующих медийное пространство России, и потому сделанный ими обзор ситуации в сетевых СМИ и в социальных сетях, и разбор конкретных практик, касающийся работы именно муниципальных изданий, были полезны для главных редакторов районных изданий. Обучающий семинар проходил в рамках очередного заседания Клуба главных редакторов Карелии.

Выбор типа издания определяет сегодня в большей мере даже не читатель, а информационные технологии. Читатель к ним приспосабливается. Он желает получить информацию быстро и прямо сейчас. Он не хочет за эту информацию платить деньги. И ему нравится когда у него есть выбор между информационными источниками. И кто в такой ситуации победит: печатная пресса или сетевые интернет-издания? Как то не покажется вам странным, но пока, именно пока, что-то однозначно утверждать сложно. Хотя по выше приведённому набору утроенных возможностей (быстро-бесплатно-разнообразно) сайты, соцсети, мессенджеры, конечно, должны бы уже затоптать печатную периодику, но в данный исторический момент на «информационном пастбище» пасутся все типы информационных носителей. Места пока всем хватает. Хотя тенденции и очевидны.

Сергей Потехин, используя разнообразную статистику, приводил пример того как меняется читательская аудитория в России, и какая психология восприятия контента (информации) всё больше преобладает. Не надо проводить затратных исследований, чтобы понять, что чем моложе возрастом читательская аудитория, тем меньше она ориентируется на печатную периодику. Причём зависает эта группа потребителей информации отнюдь не на сайтах даже, и уже меньше в социальных сетях обитает, предпочитая коротко словные мессенджеры. Между большим по объёму текстом и маленьким выберут маленький, между текстом и фотографией – картинки. Владимир Змеющенко сам не без некоторого удивления пересказывал исследования, авторы которых фиксируют растущий интерес именно к картинкам. Оказывается, читатели не ленятся сотнями их просматривать. Из чего он делал вывод, подсказывая редакторам районных газет, что те на своих редакционных сайтах должны пользоваться этой психологической зависимостью читателей.

Интернет информация является основной для 18-24 летних граждан (62%) и 25-34 летних (47%). И год от года люди данного возрастного диапазона всё больше уходят в сеть интернета. К слову, С. Потехин сообщил, что число пользователей интернета в России составляет 84 миллиона человек. Это при том что в стране у нас проживают 146, 8 миллиона человек. А если — продолжим его сравнительный ряд — из этого числа вычесть ещё детей в возрасте от 0 до 14 лет (их более 22 миллионов человек будет) и пожилых людей старше 65 лет (которых более 19 миллионов человек), то выходит что почти всё взрослое население сидит у нас в сети интернет. А число пользователей будет даже и больше, если иметь в виду, что дети и подростки от 11 до 15 лет как раз самые активные «пожиратели» социальных сетей и мессенджеров.

Но при том что аудитория столь огромна, она и весьма специфична. Скажем, человек которому попадается на глаза информация в сети интернет (заголовок только) за две секунды решает, станет ли он её читать дальше. То есть редакция должна напряжённо думать, как несколькими словами заарканить посетителя? В целом человеку, зашедшему на веб-страницу, хватает 45 секунд, чтобы решить будет ли он что-либо читать на ней. То есть отбор происходит мгновенный. И это тоже трансформирует информационную работу редакций.

В подобной ситуации редакции районных газет, многие из которых уже имеют свои сайты и страницы в соцсетях, должны учиться сочетать свои преимущества с новыми технологиями. Преимущества очевидны. Если федеральные (всегда) да и региональные (часто) сайты транслируют заимствованный контент, то муниципальные издания производят свой, уникальный. Плюс их информация всегда имеет целевую аудиторию, справедливо так сказать: местные жители охотно приходят на местные сайты за местной информацией. Никто в этой борьбе не выиграет конкуренцию у районных редакций (с оговоркой, что сама редакция работает с информацией). И о том как эти естественные преимущества использовать в работе редакций хорошо рассказывали Потехин со Змеющенко, приводя десятки примеров, которые можно приспосабливать к работе районных редакций. Надо заметить, что постоянное обращение к практике работы редакций СМИ было самым ценным компонентом в прошедшем семинаре. Кто из редакторов был внимателен, те много должны увезти с собой подсказок.

Впрочем, не только обучать приезжали гости. Даже скорее не обучать приезжали, а всё-таки вербовать. У группы бизнесменов, связанных с медиа, есть свой информационный проект, который им представляется перспективным. Экономическая суть его простая: собрать на единой интернет площадке все районные газеты страны (с их уникальным контентом и с постоянно растущей читательской аудиторией), предъявить рекламодателям миллионные суммарные тиражи изданий, а в сумме они легко побивают федеральные интернет издания, и затем начать продавать рекламные возможности «всероссийской районной газеты». Основные деньги, если информационный проект заработает, останутся, естественно, у учредителей-собственников, но на какую-то часть прибыли смогут рассчитывать и районные издания. Это не первый подобный проект, степень их удачности разная всегда, как и потребительская польза для районных СМИ тоже разная.

Но сама идея — бесспорно жизнеспособная. Ровно год назад Клуб главных редакторов Карелии убеждал редакторов районных газет в том, что нам выгодно объединять свои ресурсы (газеты, сайты, соцсети), чтобы усиливать общее информационное влияние, тем самым создавая и новые экономически возможности для районных газет. На сайте Клуба главных редакторов мы открыли кросс-площадку, которая общедоступна, но далеко не все редакции её пользуются (и замечу, всё это бесплатно для районных газет). Предлагали мы делать и общий информационный продукт на Радио Клуба главных редакторов. Минимальные усилия муниципальных изданий создали бы уникальный медийный ресурс. Когда бы эти два механизма заработали – а предполагается синхронность в их действии (кросс-площадка + радио), — то можно было бы говорить, что у всех районных редакций появилась дополнительная рекламная привлекательность.

Год прошёл, ничего не сделано, хотя все технологии «под парами» и ждут соратничества со стороны редакций. Успех проекту гарантирован. Чтобы убедиться в том, посмотрите как грамотно Пенсионный фонд Карелии с нашей помощью развивает сейчас собственное радийное информационное пространство. Мы передали ему технологию и инструментарий и руководство Пенсионного фонда Карелии великолепно всем этим воспользовалось. Но сообщество главных редакторов Карелии этим инструментом по сию пору не пользуется. Хотя нет к тому никаких препятствий. И инициатива питерцев с москвичами, приезжающими в Карелию с подобными проектами, должна лишний раз укрепить руководителей районных изданий Карелии в мысли, что год назад мы стояли на правильном пути, но ни шага вперёд не сделали.

Прошедший семинар и этим напоминанием об упущенных возможностях полезен. Причём, формирование внутри региональных информационных конструкций не противоречит взаимодействию с любыми другими федеральными проектами, а аналитика представленная С. Потехиным, свидетельствует, что рекламная аудитория больших городов исчерпана и потому битва начинается за читателей (потребителей) проживающих в городских и сельских поселениях. И здесь солидарная работа местных редакций принесёт им только общую пользу. У нас уже есть инструмент – Клуб главных редакторов, которому скоро годовщину отмечать будем.

Не надо ждать варягов, которые, естественно, не прочь подчинить себе информационно-рекламный рынок Карелии. Надо становится их партнёрами. Виртуальное объединение районных изданий выгодно каждой отдельно взятой районной редакции.

Что скажете?

Анатолий Цыганков

Источник — Политика Карелии

Оставьте свой отзыв

Ваш комментарий