Журналистский хлеб

Журналистский хлеб

Как выживать редакциям СМИ в новых экономических условиях? Как прирастать рекламодателями, не теряя читателей? Можно ли зарабатывать на редакционных сайтах? И какие «мины» установили законодатели на поле медиаправа?

То что я вынес в подзаголовок – это лишь некоторые вопросы, обсуждавшиеся на двухдневном семинаре, проходившем в Петрозаводске. Участвовали в нём около тридцати человек, представлявшие районные издания (преимущественно это были главные редактора), редактора интернет-изданий, блогеры, юристы и руководители рекламных служб. Семинар назывался так: «2015 год: возможности и угрозы для журналистов и блогеров. Правовые и журналистские аспекты работы в интернете». Но тематически разделить его правильно на две части, когда в первый день обсуждались вопросы экономики СМИ и организации редакционной работы (эту часть вёл главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин), а второй день полностью посвящён был вопросам информационного права (модератором выступал профессор кафедры журналистики Московского государственного лингвистического университета, старший научный сотрудник сектора информационного права Института государства и права РАН Виктор Монахов).

Невозможно сказать, какой из учебных дней оказался полезнее для слушателей, но точно, что больше всего ожиданий было от первого дня. Союз журналистов Карелии в последние несколько лет довольно регулярно проводит семинары, вебинары (интернет-семинары), которые преимущественно посвящены правовым вопросам, поскольку законодательные «новообразования» буквально терзают тело СМИ, и когда, формулируя новые темы для семинаров, мы обращались к участникам, что стоит обсудить в следующий раз, то почти всегда высказывалось пожелание погрузиться в тему экономического выживания редакций. Потому все темы, предложенные В. Касютиным (организация работы редакции, её коммерческая деятельность, взаимодействие с читательской аудиторией и проч.), восприняты были на «ура». Главные редактора районных газет часть затрат (проезд, проживание в гостинице), не задумываясь взяли на себя, рассчитывая на полезность встречи с опытным экспертом В. Касютиным, который сам побывал в шкуре руководителя районной газеты, а главное и свой и разнообразный чужой опыт обобщивший и на основе практических знаний, написавший уже несколько книг, которые справедливо назвать «настольными пособиями» для редакторов СМИ.

Печатная пресса чувствует себя сегодня наиболее незащищённой. Растут расходы на производство газет и журналов, что объясняется увеличивающейся ценой на бумагу, на полиграфические услуги. «Почта России» набавляет цены на распространение газет и журналов («Почту России» редакции тихо ненавидят, но отказаться от сотрудничества с ней не смеют). Год от года сужается читательская аудитория, особенно заметно вымывается молодёжный её сегмент, поскольку молодые люди предпочитают интернет СМИ, а чаще даже социальные сети. От того и возникает мысль: а не погибнет ли в обозримой перспективе печатная пресса?

Владимир Касютин на этот вопрос отвечает уверенно – не погибнет, правда, уточняет, что наибольшую живучесть демонстрируют районные и городские газеты. О выживании региональных печатных изданий он говорит уже осторожнее, но всё же с долей оптимизма, а вот факт вымирания федеральных изданий на просторах России считает практически состоявшимся. Общероссийские газеты, по инерции прошлых лет считающиеся ведущими и влиятельными периодическими изданиями, таковыми являются лишь в пределах города Москвы, и это в лучшем случае. Уже жители столичных региональных центров мало о подавляющем большинстве «федеральных» газет наслышаны, не говоря уж о проживающих в районах и небольших городах. А вот за новости о местной жизни, которые совершенно не интересны московским изданиям, жители провинций, напротив, готовы платить, и пусть даже объективно низкого содержательного качества издания всё равно поддерживать своим рублём. Потому что хочется читать о себе, убеждён В. Касютин.

Нынешние взаимоотношения между читателем и редакцией достаточно противоречивые. С одной стороны растут требования у читателей к региональным и районным газетам (первые могут сравнивать их с возможностями интернет среды), а с другой — у этих изданий ухудшаются экономические условия, когда сужается рекламный рынок, уменьшается госзадание и бюджетные дотации. И всё это происходит одновременно. Участвовавшая в работе семинара Людмила Никифорова, отвечающая в правительстве Карелии за взаимодействие со СМИ, напомнила, что казённый «финансовый пирог» постоянно сжимается. Так в Карелии на все «государственные» бумажные издания (под этим надо понимать те издания, которым перепадает от бюджетных денег) выделено в текущем году только 18 миллионов рублей. А в числе получателей господдержки десятки разных печатных периодических изданий, в том числе и все районные/городские газеты.

Впрочем, для каких-то районных газет те крохи, что выделяются им в рамках государственного задания, мало влияют на их экономику. И к этому для полноты картины надо ещё добавить, что органы муниципальной власти, считающиеся соучредителями районных газет, ни копейки не дают «своим» газетам, более того еще и подрывая их экономическую основу вредным администрированием, вмешиваясь в работу редакционных коллективов, а правильнее было бы употребить понятие «цензурное вмешательство», но воздержусь от такой обобщающей оценки. Или ещё одна напасть обрушивается сейчас на районные издания: катится волна реорганизации, когда районные газеты, как предприятия, переводятся в статус муниципальных унитарных предприятий. Это означает, что их обязывают переходить на самоокупаемость, хотя и до того денег, в общем-то, не давали, при том, что учредители должны нести какую-то материальную нагрузку, коли пожелали издавать свою газету. При этом возникает юридическая коллизия, говорили главные редактора, когда редакция газеты, в форме МУПа, в рамках закона о СМИ обязана бесплатно публиковать информацию, передаваемую ей учредителем, то есть органом муниципальной власти. Жить редакциям предлагается за свои деньги, но информационную повинность перед муниципалитетами исполнять бесплатно.

Сотни нюансов возникают в работе редакционных коллективов и В. Касютину приходилось по ходу семинара на многие вопросы отвечать, в каких-то случаях прибегая к помощи самих редакторов. Его главный рецепт в борьбе за читателя – быть ему полезным и каждого, именно каждого, беречь, не жалея времени на общение с ним. В. Касютин убеждён, что главная проблема – районным изданиям не хватает интерактива, то есть систематического взаимодействия с читателями, в котором те нуждаются. Все успешные элементы интернет ресурсов следует переносить, по его мнению, на газетный уровень, естественно, приспосабливаясь к печатной прессе. Чем больше точек соприкосновения у редакции с читателем, тем успешнее её экономика, убеждён он.

Вопрос о бюджетном финансировании изданий, по его мнению, неоднозначен. Разумеется, государство должно платить за государственное задание, которое выполняют редакции. Но лично он исходит из логики, что газета является не коммерческим продуктом (речь идёт только об общественно-политических изданиях), а социальным институтом, который служит обществу. Из этого и должны исходить органы государственной власти, не превращая издания в «рекламных агентов» (политических или экономических), которых кроме прибыли собственных предприятий мало что волнует. Информация — это специфический социальный продукт журналистского труда.

Однако рычаг бюджетного финансирования применять следует осторожно. О том как бесплатные бюджетные газеты рушат экономику СМИ говорил на семинаре главный редактор газеты «ТВР-Панорама» Евгений Белянчиков, вспомнивший, что появление в 2008 г. бесплатной общественно-политической газеты «Карелия-Мой Петрозаводск» привело к обрушению рекламного рынка в Петрозаводске. Частные общественно-политические издания от этого сильно проиграли (и тиражи их поползли вниз, и доходы рекламные сжались). Но, как показывает опыт, и государственная газета мало что выиграла. В частности на этом же семинаре главный редактор газеты «Карелия-Мой Петрозаводск» Елена Гульшина поделилась с коллегами, что бюджетные проблемы республики больно ударили по изданию, которое с еженедельного выхода в свет уже перешло на два выпуска в месяц и хороший редакционный коллектив, сложившийся за пять лет, оказался на пороге выживания. В. Касютин, рассуждая на эту тему, не в связи с конкретной ситуацией, заметил, что финансирование бесплатных общественно-политических изданий за счёт бюджета развращает читателей, в том смысле, что те в принципе не желают затем платить за информационный продукт. Что-то подобное происходит, кстати, и с интернет сайтами, где читатели предпочитают бесплатный контент.

Одного дня для разговора на тему «Экономика СМИ» оказалось явно недостаточно. Галоп обсуждения становился неизбежен. По мнению участников семинара, самым полезным было то в общении с В. Касютиным, что он каждую мысль сопровождал примерами и можно было чужой опыт к себе сразу примеривать. И когда первый день семинара уже закончился, Касютин долго ещё сидел с главными редакторами, анализируя привезённые ими номера газет. Слушали его внимательно.

Да, и самое главное. Все районщики с опаской прислушиваются к разговорам о том, что печатные СМИ погибают, что им на смену приходят сайты, что у них порождает вопрос: может быть пора уже от «бумажных» изданий уходить в «цифру»? В. Касютин считает, что бумажная пресса выживет, более того её востребованность в обществе растёт, а рекламные деньги вовсе не кормят онлайн издания (это очередной миф, наподобие страшилок о скорой смерти печатного слова).

Второй день посвящён был вопросам медиаправа. Вёл занятие Виктор Монахов. Понятно, что разговор всё время вертелся вокруг нарастающего потока новаций в законодательстве, регулирующего сферу медиа. От чего прежде всего страдают интернет ресурсы. Разумность и достаточность всевозможных ограничений помаленьку начинает зашкаливать, по мнению журналистов. И где тот порог, который законодателям лучше бы не переступать? Потому что за ним начинается цензура слова и мысли (одна из тем так и формулировалась «Границы свободы массовой информации). Сам разговор второго дня оказался менее предметным, не носил прикладного характера, по мнению участников семинара, однако о тенденциях развития медиаправа полезно было послушать одного из авторитетнейших специалистов в этой отрасли права.

Каждый участник семинара волен самостоятельно решить полезен ли был лично для него семинар, потому избегая каких-либо оценок повторю слова Владимира Касютина, что журналистам полезно время от времени, вырываться из рабочего потока, чтобы заняться профессиональной рефлексией, в частности подумать чем занимаемся мы и ради чего? И в самом деле: ради чего? Вы что по этому поводу думаете? Если есть что сказать, напишите.

Да, и ещё. По итогам семинара я побеседовал с Владимиром Касютиным, точечно пройдясь по некоторым сюжетам прошедшей дискуссии, послушайте. Разговор о нашей с вами работе.

Анатолий Цыганков (фото автора)

А здесь некоторые фото эпизоды с семинара. Ученики и учителя. Часто роли путались.

1семинар
Первый день семинара посвящён был вопросам организации редакционной работы и финансированию изданий.

2касютин
Владимир Касютин не только учил, но и сам учился тоже. И как только что-то ему казалось интересным, он сразу же звал выступавшего в авторы своего журнала «Журналистика и медиарынок». С пяток тем он точно нашёл в Карелии для журнала.

3юля
Заместитель главного редактора газеты «Новая Кондопога» Юлия Шевчук явно чему-то поражена. Впрочем, В. Касютин умеет удивить дельной мыслью.

4семинарСлушаем, спрашиваем, рассказываем. День промелькнул — и не заметили.

5лариса
Главный редактор газеты «Новая Ладога» Лариса Кокко знает как делать районную газету самоокупаемой.

6гоша
Главный редактор сетевого издания «64 параллель онлайн» Григорий Воеводин (г. Костомукша) и Лариса Агранович из телекомпании «Сампо».

7люба
Как раз на первый день семинара пришлась первая годовщина газеты «Северные берега» (Калевальский район). Год назад Любовь Горохова (в центре фотографии), тогда возглавлявшая муниципальную газету «Новости Калевалы», вместе с небольшим своим трудовым коллективом ушла из редакции, не согласившись с учредительским диктатом. Журналисты создали независимое общественно-политическое издание. Сами пишут, издают и распространяют. Журналистика пока не кормит, потому каждый сотрудник редакции на хлеб себе сам зарабатывает вне редакции.

8лена
Заместитель директора газеты «Московский комсомолец в Карелии» Елена Ерошкина за активную работу на семинаре поощрена книгой «Доставка с нуля. Опыт газет России». Попадание что называется в десятку, потому как тема распространения газет сейчас более чем актуальная для любого издания, которых мучит рабская связанность с «Почтой России».

9летучка
Владимир Касютин даёт оценку макету, вёрстке, заголовкам, шрифтам газеты. Юлия Шевчук утверждает, что он слишком добрый, щадит самолюбие редакторов.

10монахов
Медиаюрист Виктор Монахов предупреждает редакторов об опасностях российского информационного права. Его надо внимательно слушать, чтобы потом не страдать в судах.

11общее фото
Не все участники семинара попали в кадр, но знаний на всех хватило.

1 Trackbacks & Pingbacks

  1. У вас проблема? Жмите красную кнопку | Центр защиты прав журналистов и СМИ

Ваш комментарий