Анализ фз о несостоятельности банкротстве

Содержание

1. Анализ законодательства рф о несостоятельности (банкротстве)

Анализ фз о несостоятельности банкротстве

анализдействующего законодательства обанкротствепозволил сформулировать следующиепринципиальные положения:

1)институт банкротства не может бытьотнесен только к одной отрасли права,поскольку является комплексным институтомправа, сочетающим нормы различных егоотраслей.

Законодательствоо несостоятельности, носящее комплексныйхарактер, находится на стыке публичногои частного права. Поэтому не случаентот факт, что Закон о банкротстве 2002 г.,как и Закон о банкротстве 1998 г.

, нарядус материально-правовыми нормами содержитдостаточно большое количество нормпроцессуального характера (основнаячасть таких норм, регламентирующихпорядок разрешения дел о банкротстве,содержится в гл. III Закона о банкротстве2002 г.

; кроме этого, часть норм процессуальногохарактера включена в главы, касающиесяособенностей применения процедурбанкротства в отношении отдельныхучастников имущественного оборота);

2)основной тенденцией законодательствао несостоятельности (банкротстве)является развитие его по схеме: общийзакон – специальный закон – другиенормативные акты.

Кчислу общих законов, прежде всего,следует отнести ГК РФ и Арбитражныйпроцессуальный кодекс РФ (далее – АПКРФ). В соответствии со ст.

223 АПК РФ делао несостоятельности (банкротстве)рассматриваются арбитражным судом поправилам, предусмотренным АПК РФ, сособенностями, установленными федеральнымизаконами, регулирующими вопросынесостоятельности (банкротства).

Этоозначает, что во всех случаях, если иноене установлено специальными законамио банкротстве, применяются положенияАПК РФ.

Специальныезаконы – это Закон о банкротстве 2002 г.,Федеральный закон “О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций”,Федеральный закон “Об особенностяхнесостоятельности (банкротстве) субъектовестественных монополий топливно-энергетическогокомплекса”.

Необходимоотметить, что законодательство онесостоятельности (банкротстве) должновключать в себя не только акты федеральногоуровня, но и акты субъектов РФ, принимаемыепо отдельным вопросам с учетом особенностейэкономического развития отдельныхсубъектов РФ, специфики государственногоуправления в регионах;

3)одним из направлений реформированиясовременного законодательства онесостоятельности (банкротстве) являетсявнесение в него изменений и дополнений(порой лишь механическое).

2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)

Всовременном российском законодательствепонятие несостоятельности (банкротства)вводится положениями Закона о банкротстве2002 г.,где указывается, что несостоятельность(банкротство) есть признанная арбитражнымсудом неспособность должника в полномобъеме удовлетворить требованиякредиторов по денежным обязательствами (или) исполнить обязанность по уплатеобязательных платежей (ст. 2)

Воснове несостоятельности (банкротства)лежит положение, согласно которомуучастник имущественного оборота, неоплачивающий товары, услуги, работы,налоги и другие обязательные платежив течение трех месяцев, считаетсянеспособным исполнить свои обязательстваперед кредиторами. Для того чтобыизбежать несостоятельности (банкротства),должник должен либо погасить своиобязательства, либо представить судудоказательства необоснованноститребований кредиторов.

критериинесостоятельности (банкротства).

Законо банкротстве 1992 г.

в качестве критерия несостоятельностииспользовал принцип неоплатности, всвязи с чем под несостоятельностью(банкротством) понималась неспособностьдолжника удовлетворить требованиякредитора по оплате товаров (работ,услуг), включая неспособность обеспечитьобязательные платежи в бюджет ивнебюджетные фонды, в связи с превышениемобязательств должника над его имуществомили в связи с неудовлетворительнойструктурой баланса должника. Данноеобстоятельство в значительной степениущемляло интересы кредиторов, затягивалорассмотрение дел в арбитражных судах,а главное – лишало возможности иарбитражные суды, и кредиторов применятьразличные меры и процедуры банкротствак неплатежеспособным должникам, укоторых сумма кредиторской задолженностиформально не превышала стоимостипринадлежащего им имущества.

Дляопределения признаков банкротстваприменялась методика, утвержденнаяпостановлением Правительства РФ от 20мая 1994 г.N 498″О некоторых мерах по реализациизаконодательства о несостоятельности(банкротстве) предприятий” (с изменениямии дополнениями, утратило силу).

Показателямидля оценки удовлетворительностиструктуры баланса предприятия являлись:

-коэффициент текущей ликвидности;

-коэффициент обеспеченности собственнымисредствами;

-коэффициент восстановления (утраты)платежеспособности.

Ст3. Признаки банкротства 1.

Гражданин считается не способнымудовлетворить требования кредиторовпо денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплатеобязательных платежей, если соответствующиеобязательства и (или) обязанность неисполнены им в течение трех месяцев сдаты, когда они должны были быть исполнены,и если сумма его обязательств превышаетстоимость принадлежащего ему имущества. 2.Юридическое лицо считается не способнымудовлетворить требования кредиторовпо денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплатеобязательных платежей, если соответствующиеобязательства и (или) обязанность неисполнены им в течение трех месяцев сдаты, когда они должны были бытьисполнены. 3.Положения, предусмотренные пунктами 1и 2 настоящей статьи, применяются, еслииное не установлено настоящим Федеральнымзаконом.

Источник: https://studfile.net/preview/4266429/

Банкротство (Анализ банкротства)

Анализ фз о несостоятельности банкротстве

Банкротство, или неплатежеспособность (англ.

” bankruptcy”) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Анализ банкротства

Ключевую роль в анализе банкротства предприятия играет финансовый анализ. Методы финансового анализа используются как для изучения вероятности банкротства предприятия, так и в ходе процедуры банкротства, проводимой арбитражными управляющими. Поэтому, рассматривая термин “анализ банкротства”, можно выделить “неофициальную” и “официальную” стороны данного понятия.

Неофициально термин используют для обозначения методик финансового анализ, призванных выявить неудовлетворительное финансовое состояние предприятия, способное привести к его банкротству. Примером такой методики может случить Z-модель Альтмана.

Официально термин “банкротство” закреплен в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, во исполнение которого приняты документы, регламентирующие финансовый анализ для целей установления признаков банкротства организаций. Такой анализ проводится арбитражными управляющими.

Специально для арбитражных управляющих Постановлением Правительства 25.06.2003 г. N 367 утверждены “Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа”.

При проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках.

Финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях:

а) подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;

б) определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;

в) подготовки плана внешнего управления;

г) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;

д) подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

В ходе финансового анализа арбитражный управляющий рассчитывает:

  • коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, показатель обеспеченности обязательств должника его активами, степень платежеспособности по текущим обязательствам)
  • коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника (коэффициент автономии (финансовой независимости), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах, показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам)
  • коэффициенты, характеризующие деловую активность должника (рентабельность активов, норма чистой прибыли)

Помимо указанных правил, арбитражные управляющие руководствуются Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (утв.

постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855).

В этой части финансовый анализ помогает выявить, действительно ли объявившая себе банкротом организация имеет критическое финансовое состояние и не способна вести расчеты с кредиторами.

Пример финансового анализа для арбитражного управляющего (финансового анализа банкротства) можно посмотреть здесь. Данный отчет автоматически сформирован по данным бухгалтерской отчетности должника программой ” Ваш финансовый аналитик”.

Процедура банкротства

В рамках дел о банкротстве предприятий применяются следующие процедуры:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Наблюдение применяется для сохранения имущества должника, проведения анализа финансового его состояния, составления реестра требований кредиторов.

Финансовое оздоровление, как процедура банкротства, применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности. Для этого же применяется внешнее управление.

Конкурсное производство – эта процедура, применяемая в деле о банкротстве, в целях соразмерного удовлетворения должником требований кредиторов.

Для прекращения банкротства по соглашению сторон используется мировое соглашение – достижение соглашения между должником и кредиторами.

Процедуры банкротства предприятий (юридических лиц) и граждан отличаются. В последнем случае нет внешнего управления, финансового оздоровления, наблюдения.

Смотрите также

Источник: https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/analysis/bankruptcy_analysis.html

Как менялся закон о банкротстве с 1992 по 2020 год

Анализ фз о несостоятельности банкротстве

Адвокат и партнер юридической компании a.t.Legal, входящей в международную ассоциацию юридических фирм LawBridge (www.LawBridge.law) Павел Ганин подготовил для «Русбанкрота» подробный материал об изменении законодательства о банкротстве в новейшей истории России – с 1992 года и по сей день.

Законодательство о банкротстве в РФ получило свое системное отраслевое развитие в 1992 году, на этапе значительных экономических изменений в стране. За это время оно претерпело немало изменений, следуя за все усложняющимися правоотношениями в рамках гражданского оборота.

Закон о банкротстве 1992 года

Первым нормативным правовым актом в указанной сфере стал Закон РФ от 19.11.1992 года №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее – «Закон 1992 года»).

Несмотря на значительное количество недостатков, данный Закон впервые регламентировал основные понятия в области несостоятельности (банкротства) предприятий, определил виды процедур банкротства и иные важные моменты, которые ранее фактически не были известны советскому и российскому правопорядку.

Так, в соответствии с Законом 1992 года под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или наличием неудовлетворительной структуры баланса должника.

Лицами, имеющими право подавать в суд заявление о признании банкротом, являлись должник, его кредиторы и прокурор.

По нормам Закона 1992 года в отношении должника применялись следующие процедуры:

  • реорганизационные: внешнее управление имуществом и санация;
  • ликвидационные: принудительная ликвидация по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация под контролем кредиторов и ликвидация в процессе конкурсного производства;
  • мировое соглашение.

Закон 1992 года не предусматривал многих важных положений, в частности, механизмов финансового анализа и финансового оздоровления. Формулировки данного закона были нечеткими и довольно обобщенными.

Само наличие внимания законодателя к указанной сфере регулирования наглядно показывало значимость данных норм для налаживания нормальных экономических отношений в стране.

Данное законом 1992 года определение несостоятельности зачастую являлось основанием для затягивания судебных процессов по делам о банкротстве на долгие месяцы, поскольку представлялось достаточно сложным доказать превышение обязательств над стоимостью имущества должника при наличии неудовлетворительной структуры баланса.

В сравнении с мировым опытом, позволяющим признавать банкротом предприятие, неспособное оплачивать свои долги, российский закон 1992 года предоставлял крупным организациям возможность без опасений банкротства в течение длительного времени не выполнять свои обязательства перед кредиторами.

Напротив, можно было использовать денежные средства кредиторов в качестве собственных при условии, чтобы кредиторская задолженность не превышала балансовую стоимость активов.

Согласно существовавшей в тот период практике и общей статистике в данной сфере, банкротами признавались лишь небольшие предприятия.

Определенные споры вызывал также и пункт Закона 1992 года об определении внешнего признака несостоятельности (банкротства) предприятия, под которым понималось приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. То есть в ситуации, когда предприятие имело многомиллионную задолженность, но при этом раз в месяц осуществляло выплаты по своим обязательствам на сумму условных 100 рублей, один из основных признаков банкротства уже признавался отсутствующим.

Кроме того, в Законе 1992 года не содержалось подразделения должников на различные категории, к примеру, на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, сельскохозяйственные и финансовые организации.

Проведение процедур банкротства было одинаковым для всех должников, что, очевидно, являлось неприемлемым.

Наконец, в законе о банкротстве 1992 года практически отсутствовала детальная регламентация процесса рассмотрения дел о банкротстве, в связи с чем в период действия данного закона судам приходилось обращаться к общим процессуальным нормам Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые регулировали лишь исковое производство.

Вместе с тем, рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) имеет множество своих особенностей и не может рассматриваться по стандартным правилам.

Особую роль в сложности и неопределенности правого регулирования сферы банкротства в течение периода действия закона 1992 года играла значительная степень непрозрачности в регулировании и фактическом правоприменении в области представления интересов фактически основного на тот момент кредитора – государства, по обязательствам, вытекающим из уплаты налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Закон о банкротстве 1998 года

8 января 1998 года принят новый Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – «Закон 1998 года»). По сравнению с Законом 1992 года его объем вырос более чем в 3 раза, а структура стала гораздо более содержательной и последовательной. Нормы закона 1998 года, очевидно, представляли новую веху в развитии правового регулирования сферы банкротства в стране.

Из значимых нововведений можно отметить включение в закон 1998 года отдельных параграфов, регулирующих банкротство сельскохозяйственных, страховых, кредитных организаций, также банкротство гражданина и индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, ввиду отсутствия на тот момент в Гражданском кодексе РФ норм, предусматривающих возможность признания банкротом неплатежеспособного гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, статья 185 Закона 1998 года устанавливала введение в действие норм о банкротстве гражданина с момента внесения соответствующих изменений в ГК РФ.

Что касается арбитражного управляющего, то теперь он мог выступать в трех статусах: временного, внешнего и конкурсного.

Изменилось и само понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Такая формулировка представлялась более совершенной и точной по сравнению с той, которая содержалась Законе 1992 года.

Законом 1998 года были определены также размеры задолженности, при наличии которых могло быть возбуждено дело о банкротстве: для юридического лица – не менее 100 000 рублей, для гражданина – не менее 10 000 рублей.

Закон о банкротстве 2002 года

Действующее нормативное регулирование отношений в сфере несостоятельности определяется Федеральным законом от 26.10.

2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который применяется почти восемнадцать лет (далее – «Закон 2002 года»), и содержит не только нормы материального права, но и регламентацию судебного разбирательства, процедуры рассмотрения арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве), а также различных обособленных споров в его рамках.

В законе 2002 года расширилось понятие несостоятельности (банкротства), под которым стали понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон 2002 года множество раз подвергался корректировке, а также изменениям носящий радикальный характер, в том числе в части включения в закон значительного объема норм, регулирующих особенности банкротства различного вида должников, отдельных норм в отношении оспаривания сделок должников, субсидиарной ответственности по обязательствам должников.

К числу наиболее важных изменений по сравнению с первоначальной моделью регулирования можно отнести следующие поправки:

  • о введении моратория на банкротство;
  • о предоставлении работникам предприятия-банкрота полномочий по участию в деле о банкротстве;
  • уточнение правового статуса арбитражных управляющих и решение организационных моментов, связанных с их участием в деле о банкротстве;
  • введение института банкротства физических лиц;
  • установление возможности оспаривания сделок должника;
  • возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.;
  • усовершенствования порядка продажи имущества должника;
  • введение новой реорганизационной процедуры – финансового оздоровления;
  • установление порядка удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника и иное.

Тем не менее, несмотря на, казалось бы, детальный подход законодателя к урегулированию сферы несостоятельности (банкротства) в законе 2002 года присутствует значительное количество пробелов и спорных моментов.

Именно поэтому применение действующего закона о банкротстве фактически невозможно без многочисленных разъяснений Пленумов Верховного суда РФ и ныне упраздненного Высшего Арбитражного суда РФ, дающих обязательные рекомендации судам относительно рассмотрения дел о банкротстве, а также действующей правоприменительной практики Судебной коллеги по экономическим спорам Верховного суда РФ, арбитражных судов округов.

Так, предметом отдельного рассмотрения высших судов были, в частности, следующие вопросы:

  • особенности банкротства индивидуальных предпринимателей,
  • ведение банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства,
  • погашение расходов по делам о банкротстве,
  • текущие платежи по денежным обязательствам в рамках дел о банкротстве,
  • особенности признания недействительными сделок должника и т.д.

Вместе с тем, объем накопленных правовых позиций и, соответственно, их разрозненность значительно затрудняют правоприменение.

21.09.2020

Источник: https://rusbankrot.ru/people/kak-menyalsya-zakon-o-bankrotstve-s-1992-po-2020-god/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.