Нейтральная система банкротства

Продолжниковые элементы в современном российском конкурсном праве — наличие и целесообразность

Нейтральная система банкротства

(Телюкина М. В.) («Юрист», 2013, N 24)

ПРОДОЛЖНИКОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ КОНКУРСНОМ ПРАВЕ — НАЛИЧИЕ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

М. В. ТЕЛЮКИНА

Телюкина Марина Викторовна, профессор кафедры гражданского права и процесса юридического факультета имени М. М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук.

Нахождение оптимального баланса в сфере реализации интересов субъектов общественного процесса является одной из фундаментальных задач отечественной юридической науки.

В статье проанализирован вопрос о наличии и целесообразности продебиторских элементов в сфере правового регулирования процедур несостоятельности.

По мнению автора, в рамках прокредиторской системы в большей степени удовлетворяются обе цели — и спасение бизнеса должника, и максимальное удовлетворение как можно большего количества кредиторов.

Ключевые слова: кредиторы, продолжниковая система, прокредиторская система, конкурсное законодательство, банкротство, несостоятельность.

Pro-receivables elements in contemporary Russian competition law — availability and feasibility M. V. Telyukina

Telyukina Marina Viktorovna, professor of the chair of civil law and procedure of the M. M. Speranskij law faculty of the Russian academy of people’s economy and state service attached to the President of the Russian Federation, doctor of juridical sciences.

Finding of optimal balance in the sphere of implementation of interests of the subjects of public process is one of the fundamental tasks of the Russian legal science.

The article analyses the issue of the availability and feasibility of pro-receivables elements in the sphere of legal regulation of procedures of insolvency.

The author believes that within the framework of a pro-payables system both purposes are satisfied to a greater extent — salvation of the debtor and maximal satisfaction of as many as possible creditors.

Key words: creditors, pro-debtors system, pro-creditors system, competition legislation, bankruptcy, insolvency.

Конкурсное законодательство в любой правовой системе строится по одной из двух систем — продолжниковой или прокредиторской .

Первый российский Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» , будучи крайне несовершенным с точки зрения юридической техники, являлся, скорее, умеренно-прокредиторским. ——————————— О сущности и отличиях этих систем см.: Степанов В. В.

Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999; Телюкина М. В. Динамика и тенденции развития отношений несостоятельности (банкротства) в современном российском праве // Проблемы современной цивилистики: Сб. памяти С. М. Корнеева / Отв. ред. Е. А. Суханов, М.

В. Телюкина. М.: Статут, 2013. См.: О несостоятельности (банкротстве) предприятий: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 (утратил силу) // Российская газета. 1992. 30 декабря // СПС «КонсультантПлюс».

Предпринятая в РФ в конце 90-х годов попытка построить нейтральную систему воплотилась в принятии Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. . Однако применение этого Закона показало, что нейтральная система себя не оправдывает. ——————————— См.: О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.

Суть нейтральной системы состоит в том, что законодатель создает нормы, направленные на защиту и должника, и кредитора одновременно. Причем какая-то теоретическая система в построении Закона 1998 г. отсутствовала.

В итоге злоупотреблять своими правами начали и кредиторы по отношению к должнику и наоборот — должник по отношению к кредиторам.

Злоупотребления кредиторов оказались более масштабными, что привело к широкому распространению таких явлений, как переделы собственности, захваты бизнеса, использование законодательства о банкротстве в конкурентной борьбе и т. д.

Поскольку данные негативные явления необходимо было пресечь, то нормы следующего акта — Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. — были направлены на предоставление дополнительных возможностей должнику, что лишало кредиторов возможностей злоупотреблять своими правами. ——————————— См.: О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

В итоге и Закон 2002 г., и последующие его изменения носят продолжниковый характер. Думается, мы можем сделать вывод, в соответствии с которым попытка построения нейтральной системы провалилась.

И это неудивительно, поскольку попытка защитить одновременно интересы противоположных сторон, как правило, заканчивается поставлением в незащищенное положение обеих сторон. Можно согласиться с позицией А. А.

Пахарукова, который утверждал, что, «когда говорят о достижении равновесия противоречивых интересов участников конкурсного процесса, провозглашают должное, не соответствующее сущему», ибо «в такой интерпретации цель правового регулирования никогда не будет реализована» .

——————————— Пахаруков А. А. Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц: Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. С. 89.

Между тем, принимая во внимание взаимосвязь и взаимовлияние конкурсного права и экономики, при решении вопроса построения конкурсного законодательства прежде всего целесообразно учитывать экономические параметры.

Поскольку этого не происходит, экономисты обоснованно отмечают, что институт несостоятельности является одним из «наиболее несовершенных механизмов (инструментов) трансформации экономики» . ——————————— Ребгун Э. К.

Системная несостоятельность в промышленности. М.: Юнити, 2004. С. 3.

С экономической точки зрения продолжниковая система является гораздо менее эффективной, нежели прокредиторская. Объясняется это следующими причинами. Продолжниковая система предоставляет возможности восстановления должнику, часто за счет его бизнеса.

Вследствие этого нередко бизнес разрушается, теряет стоимость или продается по частям, но организационно-правовая форма должника сохраняется.

Прокредиторская система исходит из максимального учета интересов кредиторов, которые имеют право решить, возможно ли и целесообразно ли восстановление платежеспособности должника либо им (кредиторам) выгоднее как можно быстрее реализовать активы (прежде всего — бизнес) должника.

В первом случае вероятность ошибки меньше, нежели в продолжниковых системах, ибо вопрос решается кредиторами, а не должником. То есть, скорее всего, спасти удастся и бизнес, и организационно-правовую форму должника. Во втором случае бизнес продается и таким образом сохраняется, т. е.

продолжает функционировать, но юридическое лицо — должник, скорее всего, будет ликвидировано, так как останется без необходимых активов. Очевидно, что экономический результат в прокредиторских системах значительно выше. Соответственно, построение конкурсного законодательства в прокредиторском ключе дает прежде всего положительный экономический эффект.

Как было отмечено выше, российское законодательство от гипотетически нейтральной переходит к продолжниковой системе.

Далее отметим элементы, которые подтверждают данный вывод: — наличие длительных процедур — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, — направленных на восстановление платежеспособности должника; — обязанность арбитражного управляющего действовать не только в интересах кредиторов, но и в интересах должника и общества; — возможность введения финансового оздоровления под обеспечение, т. е. против воли кредиторов (при том что само по себе наличие обеспечения может на практике и не защитить интересы кредиторов); — ограничение в рамках внешнего управления возможности продажи бизнеса должника только случаями, когда в результате такой продажи платежеспособность должника будет восстановлена, т. е. должник сможет рассчитаться со всеми кредиторами. Можно отметить и более частные элементы, например ограничение зачета встречных однородных требований, характерное для продолжниковых систем . ——————————— См.: Телюкина М. В. Применение зачета встречных однородных требований в отдельных видах обязательств // Право и экономика. 2001. N 6; Егорова М. А. Правовой режим зачета в гражданско-правовых обязательствах. М.: Дело, 2012.

Сказанное приводит, как правило, к тому, что к продаже бизнеса как имущественного комплекса должник приступает уже в рамках конкурсного производства — по прошествии, возможно, двух-трех лет после возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

К этому моменту бизнес продается в лучшем случае по крайне низкой (понизившейся за указанное время) стоимости. В худшем случае (который, как правило, и имеет место) бизнес продать вообще невозможно, в результате чего активы распродаются по частям. А сам бизнес соответственно разрушается.

Интересно проанализировать в рассматриваемом контексте мнения классиков. Так, Г. Ф. Шершеневич писал о необходимости «установить известный порядок возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами» . Подобное мнение высказывал Д. М.

Генкин, считавший, что «цель конкурсного процесса заключается в коллективном удовлетворении по возможности всех кредиторов путем распределения имущества должника» . ——————————— Шершеневич Г. Ф. Конкурсный процесс. М.: Статут, 2000. С. 87. Генкин Д. М.

Конкурсный процесс // Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гранат». Т. 25. С. 23.

Подобная позиция — о том, что для конкурсного законодательства весьма важно соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет средств, вырученных от продажи имущества должника, — разделяется и современными учеными .

——————————— Попондопуло В. Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2001. С. 16; Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М.

: Волтерс Клувер, 2008. С. 344.

В настоящее время очевидно, что именно в рамках прокредиторской системы в большей степени удовлетворяются обе цели — и спасение бизнеса должника, и максимальное удовлетворение как можно большего числа кредиторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. О несостоятельности (банкротстве) предприятий: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 (утратил силу) // Российская газета. 1992. 30 декабря // СПС «КонсультантПлюс». 2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (утратил силу) // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222. 3.

О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190. 4. Егорова М. А. Правовой режим зачета в гражданско-правовых обязательствах. М.: Дело, 2012. 5. Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М.: Волтерс Клувер, 2008. 6. Пахаруков А. А.

Правовое регулирование конкурсного производства юридических лиц: Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2003. 7. Попондопуло В. Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2001. 8. Ребгун Э. К. Системная несостоятельность в промышленности. М.: Юнити, 2004. 9. Степанов В. В.

Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. 10. Телюкина М. В. Динамика и тенденции развития отношений несостоятельности (банкротства) в современном российском праве // Проблемы современной цивилистики: Сб. памяти С. М. Корнеева / Отв. ред. Е. А. Суханов, М. В. Телюкина. М.: Статут, 2013. 11. Телюкина М. В.

Применение зачета встречных однородных требований в отдельных видах обязательств // Право и экономика. 2001. N 6. 12. Шершеневич Г. Ф. Конкурсный процесс. М.: Статут, 2000.

——————————————————————

Источник: https://center-bereg.ru/b641.html

Как стать банкротом: упрощенная процедура

Нейтральная система банкротства

Казалось бы, зачем задавать вопрос, как стать банкротом, на сайте удаленного заработка. Однако такая финансовая ситуация может случиться с каждым и даже с фрилансером. Поэтому в этой статье я расскажу, как правильно проводится процедура, кто попадает под категорию банкрота, и какое отношение имеет эта тема к физическим лицам.

Упрощенная процедура банкротства физических лиц вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

В соответствии с новым законодательством физические лица получают возможность получить статус банкрота без судебного разбирательства, что значительно экономит финансовые средства должника.

Иными словами, вся процедура теперь будет бесплатной, а расходы покрываться государством. Документооборот также будет минимальным. Должник должен предоставить в МФЦ только заявление и список кредиторов.

Итак, давайте подробно разберем процедуру банкротства физического лица.

Оглавление

Упрощенное банкротство

Главным отличием упрощенной процедуры банкротства является то, что должнику не придется обращаться в суд, собирать большой пакет документов и нанимать финансового управляющего. Теперь все эти действия будут проходить по упрощенной схеме.

По новым правилам физическое лицо может заявить о своей финансовой несостоятельности через МФЦ. Если на момент подачи заявления у должника нет незавершенного исполнительного производства, то в течение трех дней госорганы регистрируют документ в реестре и начнут работу с кредиторами и судебными приставами.

С момента подачи заявления вводится запрет на удовлетворение требований кредиторов. Также должник освобождается от уплаты обязательных платежей. Начисление штрафных санкций и пеней приостанавливается. При принятии положительного решения все долги физического лица будут списаны в ближайшие шесть месяцев.

Банкротство физического лица: преимущества упрощенной процедуры

Давайте рассмотрим, в чём заключаются основные преимущества упрощенного банкротства и есть ли у него подводные камни. Итак, сначала о плюсах:

  • Процедура внесудебного разбирательства доступна всем категориям граждан, включая студентов и пенсионеров. Также получить статус банкрота по данной схеме могут индивидуальные предприниматели, что очень актуально после пандемии.
  • При регистрации заявления автоматически останавливается начисление всех требований со стороны кредиторов, включая физических лиц.
  • При упрощенной системе банкротства у физического лица не блокируются счета и не списывается заработная плата или пенсия.
  • Упрощенная процедура банкротства не предусматривает участие финансового управляющего. Его полномочия будут распределены между госслужбой и кредиторами.
  • Значительно сокращается срок процедуры. Долг списывают в течении ближайших 6 месяцев.

Если говорить о минусах такой программы, то нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Воспользоваться упрощенным банкротством может очень ограниченный круг граждан. Как правило, большинство потенциальных банкротов имеют задолженность более 500 тыс. рублей.
  • Законом предусмотрен ряд дополнительных условий, ограничивающих доступ к внесудебному банкротству. Например, кредит должен быть взят не ранее чем 12 месяцев назад, и по нему должно быть проведено не менее девяти платежей.
  • Приставы не торопятся закрывать исполнительные производства по причине отсутствия у должника имущества. Как правило, основанием для продления производства служит формулировка, что имущество невозможно обнаружить.
  • На момент подачи заявления ИП должно быть закрыто. Однако это не всегда получается сделать, так как кредиторы могут инициировать процедуру банкротства в судебном порядке.

Плюсов и минусов довольно много, поэтому прежде чем решиться на получение такого статуса, хорошо обдумайте свой шаг или проконсультируйтесь у специалистов.

Как стать банкротом: требования к должникам

Воспользоваться процедурой внесудебного банкротства можно при соблюдении следующих условий:

  • Физическое лицо может инициировать процедуру упрощенного банкротства при наличии долга не менее 50 тыс. рублей и не более 500 тыс. рублей. В общую сумму долга не включаются штрафные санкции и иные административные взыскания.
  • У физического лица не должно быть незавершенных исполнительных производств, а также имущества, на которое может быть возложено взыскание.
  • Физическое лицо должно предоставить полный список кредиторов с указанием сумм задолженности.
  • Гражданин должен иметь статус безработного или относиться к категории малоимущих граждан.
  • У должника не должно быть ликвидного имущества, которое можно реализовать в счёт погашения долга. Исключением является недвижимость, где проживает физическое лицо.
  • За последние три месяца сумма доходов или сбережений должника должна быть менее 50 тыс. рублей.
  • У заявителя отсутствуют судимости по экономическим статьям, и его за последние пять лет не признавали банкротом.

Если вышеперечисленные пункты выполнены, то физическое лицо может воспользоваться нововведением и объявить себя банкротом путем подачи заявления в МФЦ.

Что ждет должника после запуска процедуры внесудебного банкротства

После того как должник будет включен в реестр внесудебных банкротов, вступят в силу следующие ограничения:

  • По всем кредиторам будет введен мораторий на удовлетворение финансовых требований.
  • Остановится начисление штрафных санкций, пеней и процентов по кредитам.
  • Прекратится имущественное взыскание по исполнительным листам, за исключением алиментов, возмещения вреда имуществу и здоровью.
  • Физическому лицу будет запрещено брать новые кредиты, заключать финансовые сделки, продавать имущество, выдавать поручительства.
  • Если банкрот получит в собственность имущество, например, в наследство, то он будет обязан уведомить об этом МФЦ, и внесудебная процедура прекратится.

Остановить упрощенное банкротство могут и сами кредиторы, если должник не указал их в заявлении или была занижена сумма долга.

Обязательства банкрота после окончания процедуры

Если в период проведения процедуры упрощенного банкротства финансовое положение физического лица улучшится, то оно обязано заявить об этом в МФЦ в течение 5 дней. Нарушение этого регламента может стать причиной обращения кредитора в суд.

Длительность упрощенного банкротства составляет шесть месяцев. По завершении всех процедур задолженность полностью аннулируется и физическое лицо признаётся несостоятельным.

После присвоения статуса банкрота гражданин должен в течение 5 лет уведомлять кредитные организации о данной процедуре. Повторно подать заявление на упрощенное банкротство можно только через 10 лет. Также на протяжении ближайших трех лет банкрот лишается права занимать руководящие должности.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/kopinast/kak-stat-bankrotom-uproscennaia-procedura-5f5c69254c40302438d29676

Курс: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации

Нейтральная система банкротства

Страница 9 из 24

Мировые системы банкротства

Теории конкурсного права известны пять мировых систем построения конкурсного законодательства (точнее, его направленностей): радикально-продолжниковая, умеренно-продолжниковая, нейтральная, умеренно-прокредиторская, радикально-прокредиторская – в зависимости от того, какому основному действующему лицу конкурсного процесса – должнику или кредитору правовая система конкретного государства предоставляет определенную поддержку.

Дадим общую характеристику каждой из систем с учетом того, что наибольшее распространение имеют три концептуально разные системы построения конкурсного законодательства.

При радикально-продолжниковой системе законодательство строится исходя из предположения о том, что финансовые трудности, испытываемые должником, являются временными и случайными, следовательно, серьезное внимание уделяется восстановительным процедурам, которые легко вводятся и достаточно протяженны во времени.

Реабилитационные процедуры даже в случае невозможности полного удовлетворения всех требований могут не оканчиваться ликвидацией, т.е. по окончании реализации имущества и расчетов с кредиторами должнику может даваться возможность начать бизнес, будучи свободным от прежних долгов.

Кроме того, в условиях продолжниковой направленности законодательства должнику предоставляются льготы при заключении мирового соглашения.

Все это ставит в невыгодное положение кредиторов, а также снижает вероятность спасения бизнеса предприятия-должника.

Наиболее характерна продолжниковая направленность для конкурсных законодательств Франции и США.

Противоположное отношение к должникам демонстрирует прокредиторская система.

Прокредиторская направленность законодательства состоит в том, что должник презюмируется недобросовестным, а соответственно его руководство – ответственным за возникшие финансовые трудности.

Основной целью данной системы является не спасение должника, а как можно более полное и быстрое удовлетворение требований кредиторов.

Поэтому прокредиторские законодательства допускают сравнительно легкую процедуру продажи бизнеса должника (даже если это неминуемо приведет к ликвидации должника).

Поскольку должник презюмируется неспособным вести дела, сразу же после возбуждения конкурсного процесса вводятся жесткие ограничения для его руководства, устанавливается строгий контроль за имуществом. Реабилитационные процедуры могут вводиться не по желанию должника, а только по инициативе кредиторов. При отсутствии такой инициативы проводится оперативная ликвидация.

Таким образом, прокредиторские системы направлены на то, чтобы защитить интересы кредиторов, что можно сделать, как правило, только путем быстрой ликвидации либо продажи бизнеса – пока стоимость имущества (в том числе бизнеса) должника не уменьшилась.

Наиболее сильная прокредиторская система существует в Великобритании.

Нейтральная система состоит в том, что нормы конкурсного законодательства направлены на достижение баланса интересов должника и кредиторов. То есть в этом случае закон не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой; кроме того, значительными полномочиями обладает арбитражный суд.

Должник и кредиторы находятся приблизительно в равном положении, поскольку закон делает попытку учесть их интересы одновременно. Никаких презумпций в отношении добросовестности должника не устанавливается, зато существуют механизмы, позволяющие выявить характер финансовых сложностей, испытываемых должником.

И если сложности эти могут быть преодолены, то судом вводятся реабилитационные процедуры (возможно, и против воли кредиторов). Для нейтральной системы характерно отсутствие выбора между спасением должника и спасением бизнеса.

Это означает, что закон предоставляет возможность восстановления и только в рамках восстановительных процедур допускает продажу бизнеса (конечно, при определенных обстоятельствах это может привести к снижению привлекательности и стоимости бизнеса).

Безусловно, достижение баланса интересов субъектов, интересы которых по своей природе противоположны, – задача очень сложная. Решить такую задачу сразу и без ошибок практически невозможно (гораздо легче создать четкие, логичные и взаимосвязанные нормы, направленные на защиту интересов одной из сторон).

Может быть, именно поэтому мы обнаруживаем значительное количество нуждающихся в корректировке положений, ранее действовавшего Закона 1998 г., которые законодатель попытался учесть при разработке Закона о банкротстве, преследуя цель придать нейтральный характер его нормам.

Однако, исходя из анализа характера конкурсных норм, действующую систему российского конкурсного права можно назвать умеренно продолжниковой, поскольку она стремится учитывать интересы и должника, и кредиторов, однако в большей степени защищает интересы должника.

При этом наиболее адекватной представляется умеренно прокредиторская система, позволяющая учитывать интересы должника и кредитора без возможного ущемления прав последних, о которых можно говорить анализируя положения Закона о банкротстве.

Источник: https://madrace.ru/konkursnoe-pravo/kurs-pravovoe-regulirovanie-nesostoyatelnosti-bankrotstva-v-rossiyskoy-federatsii/mirovie-sistemi-bankrotstva

Анализ и классификация стратегий финансового оздоровления предприятий и влияющих факторов

Нейтральная система банкротства
 

Несмотря на наличие некоторых общих механизмов регулирования несостоятельности (банкротства), существуют и различия, специфические для института банкротства различных стран. Одним из таких существенных различий является существование “прокредиторской” и “продолжниковой” систем банкротства.

По своей сути две эти системы весьма кардинально отличаются друг от друга. Целью “прокредиторской” системы является скорейшее и максимальное удовлетворение требований кредиторов, и в первую очередь защищает интересы кредиторов, даже в ущерб возможному восстановлению платежеспособности предприятия.

“Прокредиторской” особенностью обладает законодательство о несостоятельности (банкротстве) в Англии.

При “продолжниковой” системе законодательство строится исходя из предположения о том, что финансовые трудности, испытываемые должником, являются временными и случайными, следовательно, серьезное внимание уделяется восстановительным процедурам, которые легко вводятся и достаточно протяженны во времени.

Реабилитационные процедуры даже в случае невозможности полного удовлетворения всех требований могут не оканчиваться ликвидацией, т.е. по окончании реализации имущества и расчетов с кредиторами должнику может даваться возможность начать бизнес, будучи свободным, от прежних долгов.

Помимо этого должнику предоставляются льготы при заключении мирового соглашения. Все это ставит кредиторов в невыгодное положение и повышает вероятность спасения бизнеса предприятия-должника.

Самой мощной продолжниковой системой банкротства обладает Франция, которая использует большое число мер и инструментов для сохранения бизнеса должника или его реабилитации, например существование системы органов по предупреждению банкротства. Также существует нейтральная система, она состоит в том, что нормы конкурсного законодательства направлены на достижение баланса интересов должника и кредиторов, т.е. в этом случае закон не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой. Кроме того, значительными полномочиями обладает арбитражный суд.

Должник и кредиторы находятся приблизительно в равном положении, поскольку закон делает попытку учесть их интересы одновременно.

Никаких презумпций в отношении недобросовестности должника не устанавливается, зато существуют механизмы, позволяющие выявить характер финансовых сложностей, испытываемых должником, и в случае, если эти сложности могут быть преодолены, то судом вводятся реабилитационные процедуры.

Для нейтральной системы характерно отсутствие выбора между спасением должника и спасением бизнеса. Одним из примеров является сбалансированная (нейтральная) система несостоятельности США.

Европейские юристы выделяют пять категорий систем несостоятельности (банкротства) среди которых выделяются следующие: радикально “прокредиторские”; умеренно “прокредиторские”; “нейтральные”; умеренно “продолжниковские”; радикально

“продолжниковские”. Эту же позицию разделяет часть отечественных юристов.6

На мой взгляд, такое разделение излишне подробно.

Достаточно было бы выделение “прокредиторских”, “продолжниковских” и нейтральных (сбалансированных) систем несостоятельности (банкротства), так как умеренные и радикальные варианты отражают лишь степень защиты интересов одной из сторон: должника или кредитора.

“Прокредиторская” система характерна для таких развитых стран как: Англия, Германия и Италия. Наиболее ориентированной на защиту кредиторов системой несостоятельности является английская, и регулируется законом о несостоятельности (Insolvency Act) или сокращенно IA.

Insolvency Act (IA) базируется на концепции полного возмещения кредиторам и направлен в основном на обеспечение имущественной безопасности именно кредиторов. Целью закона является честное распределение активов между кредиторами.

7 Я выделю наиболее яркие моменты Insolvency Act, показывающие прокредиторскую направленность английской системы несостоятельности.

После принятия заявления о начале процедуры управления назначается администратор, который контролирует и блокирует все действия руководства, препятствует вынесению судебного решения о начале конкурсного производства, приостанавливает действия обеспеченных кредиторов (кроме “плавающего” обеспечения) и кредиторов с правом удержания. В течение трех месяцев администратор должен подготовить предложения по восстановлению платежеспособности должника. Голосование по этим предложениям происходит на собрании кредиторов. Эта процедура предназначена для создания условий возможной реабилитации бизнеса должника. 

 Однако главная проблема состоит в том, что эту процедуру легко блокировать обладателю “плавающего” обеспечения на все активы должника (что чаще всего и происходит).8 И поэтому на практике эта процедура мало применяется.

Дело в том, что кредиторами с правом “плавающего” обеспечения являются банки, и получение любого кредита предприятием обычно обуславливается соглашением о “плавающем” обеспечении на все активы должника. Позиции английского законодательства при регулировании взаимозачёта стоят на принципе минимизации потерь для платежеспособной стороны (кредитора).

При оценке всех прав требования к имуществу, то в случае наличия у кредитора и должника встречных обязательств учитывается только баланс. Фактически использование взаимозачёта в Англии обязательно. Можно сказать, что права кредиторов в вопросе о взаимозачёте наиболее сильны именно в законодательстве Англии.

Таким образом, несмотря на все стремление законодателей к более масштабному использованию процедур (введение процедуры управления от1986 года), предохраняющих активы должника по частям, основными процедурами, как и прежде, являются ликвидационные.

“Продолжниковую систему” лучше всего иллюстрирует система несостоятельности Франции. Основными нормативными актами в области несостоятельности являются Закон № 85–98 от 25 января 1985 г. о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке и Закон № 85–99 от 25 апреля 1985 г.

о конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий, которые стали результатом проведения крупномасштабной реформы законодательства о несостоятельности. В 1994 г. в правовом регулировании несостоятельности произошли изменения: законом № 94-475 от 10 июня 1994 г.

в нормативные акты были внесены поправки, согласно которым процедуры несостоятельности теперь применимы к коммерсантам, ремесленникам, лицам, занятым в сельском хозяйстве, и к любым юридическим лицам частного права. Указанные поправки также немного усилили защиту прав кредиторов.

Во Франции существует система органов по предупреждению банкротства, которые не обладают юридическим статусом, а представляют собой совет правительства и промышленных комитетов, представителей налоговых служб и банков.

В неё входят: комитет экспертов, представитель персонала, ревизор по проверке счетов, государственные организации по оказанию финансовой поддержки и различные комитеты. Kodefi – департамент комитетов помощи предприятиям, Kori – региональные комитеты промышленной реструктуризации, Ciri – комитет по реорганизации.

Процедура банкротства начинается с введения наблюдения, назначения администратора, однако должник может продолжать самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом.

Проводимое на основании соглашения должника и кредиторов восстановление предприятия предполагало предварительное удовлетворение требований государства и осуществление капиталовложений.

По обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты (за исключением договоров займа, заключенных на срок более одного года, кредитов с отсрочкой по выплате более чем на один год).

За счет предметов обеспечения могут погашаться расходы на управление должником, предметы обеспечения могут предоставляться администратором с разрешения суда в качестве обеспечения новых займов, которые имеют более высокий приоритет.

Если соглашение о выплате долгов между должником и кредиторами не достигается, суд утверждает подготовленный администратором план восстановления предприятия. Выслушав администратора, представителей должника, кредиторов и трудового коллектива, суд может принять решение об утверждении плана восстановления или о ликвидации предприятия. В плане указываются лица, на которых возлагается его осуществление, а также пределы полномочий этих лиц. План должен содержать меры по поддержанию и финансированию должника, уровень занятости, размеры предстоящих увольнений, необходимые изменения в уставе.

Суд может также принять решение об уступке предприятия (полной или частичной). Предметом уступки может быть только целостный технологический комплекс. Цессионарий до полной оплаты стоимости имущества не вправе каким-либо образом распоряжаться им.

В результате цессионарий получает активы должника, освобожденные от обязательств перед кредиторами. Требования кредиторов удовлетворяются за счет вырученной суммы. В первую очередь удовлетворяются требования по заработной плате, затем требования по возмещению расходов по продолжению деятельности предприятия.

Далее идут обеспеченные кредиторы, пособия руководителю должника и оставшиеся средства распределяются пропорционально среди необеспеченных кредиторов.

Таким образом, можно сделать вывод, что французское законодательство о несостоятельности, несмотря на поправки 1994 г-, осталось на позиции максимальной защиты интересов должника, что ослабляет кредиторов и не позволяет процедурам банкротства оказывать положительное влияние на развитие экономической системы.9

Рассмотрим нейтральную (сбалансированную) систему несостоятельность на примере США. Вопросы несостоятельности и банкротства в законодательстве США регулируются в целом федеральным законодательством.

В настоящее время действуют Закон № 95-598 о банкротствах и несостоятельности, принятый Конгрессом США 6 ноября 1978 г. и вступивший в силу 1 октября 1979 г. Bankruptcy Code (Кодекс о банкротстве).

Кодекс содержит нормы, регулирующие как процедуру ликвидации предприятия вследствие его несостоятельности (Bankruptcy liquidation), так и случаи возможной реорганизации в сфере финансов или так называемой финансовой реабилитации (финансового восстановления) предприятия (finanсial reabilitation). Основным отличием Кодекса является расширенный круг субъектов несостоятельности. Так, например, под действие Кодекса подпадают страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы, в то время как действие Закона на них не распространяется. Производство по делу о несостоятельности может начаться по ходатайству как кредиторов, так и должника. Большинство дел начинается по ходатайству кредиторов. Минимальная сумма долга, при которой возможна подача ходатайства, составляет 5 тыс. долл.

Должник может обратиться в суд с соответствующим ходатайством в предвидении своего банкротства, осознавая, что не в состоянии погасить свои долги.

После принятия судом такого ходатайства в отношении имущества должника устанавливается иммунитет (американцы часто говорят в этом случае, что предприятие «обратилось в суд за защитой от банкротства» и называют это автоматической остановкой).

Кредиторы автоматически лишаются права предпринимать какие-либо индивидуальные действия против предприятия или его имущества, и все судебные производства в отношении должника автоматически приостанавливаются. На имущество предприятия не может быть наложен арест.

Эта процедура имеет важное значение, так как не дает возможности одним кредиторам получить преимущества перед другими и позволяет руководству продолжить работу предприятия, не испытывая давления со стороны кредиторов, а также вести поиск путей решения финансовых проблем предприятия.

Ходатайство о проведении процедур оздоровления несостоятельного предприятия в соответствии с законом может быть подано должником. Если кредиторы обращаются с просьбой о ликвидации предприятия, то должник может обратиться с просьбой рассматривать дело с точки зрения процедур оздоровления предприятия.

Подача заявления о применении процедуры оздоровления не означает, что руководители предприятия теряют над ним контроль. В абсолютном большинстве случаев лица, которые управляли предприятием до наступления банкротства, продолжают контролировать предприятие на протяжении процедур банкротства.

Для осуществления оздоровительных процедур составляется план оздоровления, который предлагается самим должником либо любым из кредиторов. В течение первых 120 дней с момента возбуждения процедуры только должник имеет право представлять план оздоровления.

В дальнейшем должник также может предложить свой план, однако он уже будет конкурировать с планом, предлагаемым кредиторами.

План оздоровления должен быть утвержден кредиторами. Недостатком реализации плана оздоровления должника является то, что, как правило, ею занимается прежнее руководство должника и лишь в некоторых случаях может быть назначен куратор, который осуществляет контроль за действиями руководства должника.  

1.3  Несостоятельность (банкротство): понятие, критерии, признаки

 

Хотя существует большое число понятий несостоятельности (банкротства), с учетом высказанных в литературе мнений и анализа судебной практики более уместно ориентироваться на следующее определение несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность (банкротство) – это признанная судом или объявленная в случаях, предусмотренных законом, должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов в связи с установленным или предполагаемым превышением суммы обязательств (долгов) должника над стоимостью принадлежащего ему имущества. В настоящее время западное законодательство использует термин “несостоятельность”, так как существует точка зрения, что банкротство – это уголовно-правовая сторона несостоятельности. Поэтому в большинстве стран, нормы регулирующие уголовно-правовые отношения, исключены из законов о несостоятельности и инкорпорированы в уголовные кодексы и применяются только по отношению к физическим лицам.

Источник: https://www.stud24.ru/anticrisis-economy/analiz-i-klassifikaciya-strategij-finansovogo/215525-630582-page2.html

Лекция 2. Подходы к правовому регулированию банкротства

Нейтральная система банкротства

При сравнительном анализе правовых систем регулирования несостоятельности следует выяснить:

1. К реализации каких целей стремиться законодатель, вводя правовые нормы о несостоятельности. Целями могут быть:

– приоритетное предоставление должнику возможности восстановить платежеспособность;

– максимальное и быстрое удовлетворение требований кредиторов;

– первоочередной учет интересов государства.

2. Какой базовый механизм (ликвидационный, реабилитационный или реорганизационный) используется для регулирования несостоятельности.

Поскольку основные заинтересованные лица процедур банкротства – должник и его кредиторы правовая система конкретного государства может быть направлена в первую очередь на предоставление поддержки либо должнику либо его кредиторам. Исходя из этого законодательство может быть либо продолжниковым либо прокредиторским.

В ходе оценки направленности законодательства анализируются: правовое положение кредиторов; предоставленные должнику права и возможности; судьба имущества, переданного должнику; способы и возможности привлечения к имущественной ответственности иных лиц по обязательствам должника; критерии несостоятельности.

1. Правовое положение кредиторов.

В рамках этого критерия оценка производится по следующим параметрам: перечень возможностей кредиторов по инициированию процесса о банкротстве; объем прав, которыми наделен кредитор; возможности по обращению кредиторов в суд с жалобами на действия должника либо управляющих; порядок определения количества , которыми обладает на собрании конкретный кредитор; порядок допуска кредиторов к участию в собраниях кредиторов, в том числе тех, кто подал свои требования с нарушением установленных порядка и сроков; дополнительные возможности (гарантии взыскания) для кредиторов, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, например, право изъять предмет залога и самостоятельно распорядиться этим предметом, получить преимущественное удовлетворение из его стоимости, др. Чем больше положительных ответов дает закон на каждый из поставленных вопросов, тем более прокредиторской может быть названа система законодательства этого государства.

2. Возможности, направленные на восстановление платежеспособности (реабилитацию должника).

В рамках этого критерия можно выделить следующие параметры оценки: легкость введения реабилитационных процедур; степень допустимого вмешательства суда при инициировании должником либо кредиторами введения реабилитационных процедур; наличие механизмов проверки и опровержения действий субъекта, осуществляющего проведение восстановительных процедур. Соответственно, чем больше у должника возможностей, направленных на реабилитацию, тем более продолжниковой является система законодательства.

3. Определение судьбы имущества, переданного должнику во временное пользование.

В рамках этого критерия можно использовать следующие параметры: возможность собственника изъять имущество, переданное должнику, в отношении которого возбужден банкротский процесс; возможность должника пользоваться чужим имуществом, например, до окончания восстановительных процедур; возможность включения в конкурсную массу имущественных прав, которыми обладает должник.

4. Возможность привлечения к ответственности лиц по обязательствам должника.

Учитываются следующие параметры: количество субъектов, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности; условия (степень легкости) привлечения субъекта к ответственности по долгам должника (например, при отсутствии вины субъекта); объем субсидиарной ответственности; порядок привлечения к ответственности.

Чем легче привлечь третьих лиц к ответственности по долгам должника, тем более прокредиторской является направленность системы, при условии, что средства, полученные от реализации этой ответственности поступают кредиторам, а не должнику.

5. Законодательное определение внешних признаков банкротства. Критерии или внешние признаки несостоятельности (банкротства) определяют момент, с которого организация или гражданин могут быть вовлечены в банкротский процесс. От законодательного определения критериев несостоятельности во многом зависит в каком объеме могут быть обеспечены имущественные интересы кредиторов.

При радикально-продолжниковой системе законодательство строится исходя из предположения о том, что финансовые трудности, испытываемые должником, являются временными и случайными. При такой системе:

1) предпочтения отдаются восстановительным процедурам, которые легко вводятся и растянуты во времени;

2) должнику независимо от мнения кредиторов предоставляются существенные льготы при заключении мирового соглашения;

3) восстановительные процедуры вводятся даже в случае невозможности полного удовлетворения всех требований могут завершаться не ликвидацией, а продолжением деятельности юридического лица, т.е. по окончании реализации имущества и расчетов с кредиторами должнику предоставляется возможность начать (возобновить) бизнес в отсутствие каких бы то ни было долгов.

Такое отношение к исполнению должником обязательств ставит в невыгодное положение кредиторов. Как свидетельствует статистика результатов проведения процедур банкротства в различных странах радикально-продожниковый подход, как это ни парадоксально, снижает вероятность спасения бизнеса (предприятия) должника.

Наиболее ярко радикально-продолжниковая направленность выражена в правовых нормах Франции и США. Представителем умеренно-продолжниковой системы можно считать Канаду.

Противоположное отношение к должникам демонстрирует прокредиторская система.

При прокредиторской направленности законодательства предполагается, что должник неспособен самостоятельно вести свои дела, при радикальном подходе он еще и считается недобросовестным и, соответственно, виновным в возникших финансовых трудностях. Основной целью данной системы является не спасение должника, а как можно более полное и быстрое удовлетворение требований кредиторов.

Прокредиторские законодательства:

1) допускают сравнительно легкую процедуру продажи бизнеса должника (даже в тех случаях, когда это неминуемо приведет к его ликвидации);

2) сразу же после возбуждения дела о банкротстве устанавливается строгий контроль за имуществом, вводятся жесткие ограничения по распоряжению им;

3) ограничивается круг сделок и решений, которые вправе принимать органы управления должника;

4) возможность введения реабилитационных процедур связывается не с желанием должника, а исключительно с инициативой кредиторов. При отсутствии такой инициативы проводится быстрая ликвидация.

Смысл быстрой ликвидации в том, чтобы не допустить существенного снижения стоимости имущества должника и за счет этого в наибольшей степени удовлетворить требования кредиторов.

Наиболее сильная прокредиторская система существует в Великобритании. Германия, Венгрия, Швеция считаются приверженцами умеренно-прокредиторской системы.

Мечтао нейтральной системе законодательства о несостоятельности состоит в том, что нормы законодательства направлены на достижение недостижимого – баланса интересов должника и кредиторов, т.е.

в этом случае закон не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой. Кроме того, значительными полномочиями обладает арбитражный суд.

Должник и кредиторы находятся приблизительно в равном положении, поскольку закон делает попытку учесть их интересы одновременно.

Никаких презумпций в отношении добросовестности должника не устанавливается, зато существуют механизмы, позволяющие выявить характер финансовых сложностей, испытываемых должником. И если делается вывод о том, что эти сложности могут быть преодолены, то судом вводятся реабилитационные процедуры (возможно и против воли кредиторов).

Источник: https://studopedia.ru/10_260569_lektsiya--podhodi-k-pravovomu-regulirovaniyu-bankrotstva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.