Права детей лишенных родительской опеки

Содержание

Защита прав детей-сирот. Помощь государства, соц.гарантии

Права детей лишенных родительской опеки

Рассмотрим в чем выражается защита прав детей-сирот на законодательном уровне.

Каждый ребенок нуждается не только в любви родителей, но и в материальном обеспечении своих потребностей. Сознательные и любящие родители всеми силами стараются дать детям лучшее и обеспечить соблюдение их законных прав.

Но кто же позаботится о детях, которые лишены заботы отца и матери по разным причинам?

Государство построило мощную социальную программу для защиты правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.

На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами:

Основополагающие права детей-сирот закреплены в Конституции РФ.

Кого принято считать сиротами

Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», стоит заглянуть в законодательную базу.

При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишенные опеки при живых родителях.

Причин для этого может быть несколько:

  • принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;
  • пропажа без вести;
  • наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребенком;
  • тюремное заключение;
  • полная или частичная недееспособность;
  • нахождение под следствием;
  • осознанный отказ родителей от участия в жизни ребенка, оставление в медицинском или социальном учреждении.

Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка. Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий.

Государством создана обширная программа для помощи детей без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

В сфере образования

защита прав детей-сирот в сфере образования

законом рф №159-фз предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. при этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

каждый человек, лишенный родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

  • бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. обязательным условием для получения возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.
  • получение второго средне-специального образования.
  • использование академического отпуска при наличии медицинских показаний. при этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объеме.
  • бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.
  • компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. воспользоваться таким правом студент может один раз в год. при этом в расчет берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения, и в обратном направлении.
  • получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.

кроме того, ученикам положена денежная помощь равная размеру стипендии за 3 месяца.

она предназначается для приобретения канцелярии и методических материалов, необходимых в течение учебного года. за время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение.  которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. при этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до того момента, как окончит учебное заведение, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

в медицинской сфере

защита прав детей-сирот в медицине

дети, лишенные родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь. будь это плановый медосмотр или операция с хирургическим вмешательством. подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

защита права на трудовую деятельность

для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

при обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

если ликвидировано предприятие, в котором работал человек, лишенный родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счет бывшего работодателя.

жилищные социальные гарантии

право на жилье сохраняется за гражданином, категории детей-сирот или детей, лишенных попечительства, до наступления 23-летнего возраста.

если за ребенком, лишенным родительского попечения уже закреплено собственное жилье, то право на него сохраняется навсегда, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. в этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать его нельзя.

после прохождения 5 лет указанное жилье исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма.

право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закрепленное жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать.

например:

  • если жилье непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам,
  • или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребенку,
  • или лица с тяжелыми заболеваниями.

помощь детям, оставшимся без попечения родителей

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, в обязанности которых входит защита прав детей-сирот, и которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних.

Источник: https://PoKodeksu.ru/semeynoe-pravo/zaschita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley.html

Сироты и дети оставшиеся без попечения родителей: разница понятий, права и льготы

Права детей лишенных родительской опеки

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории – сироты и оставшиеся без родительского попечения.

В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

Льготы

В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.

Лицам, родителей которых нет в живых, положена пенсия по потере кормильца. Её размер зависит от трудового стажа родителя. При достаточном трудовом стаже ребёнок будет получать трудовую пенсию, если стажа мало – социальную.

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

После завершения обучения выпускник может обратиться в службу занятости. Сотрудники службы помогают трудоустроиться, проверив профессиональную пригодность и поставив его на учёт.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Помимо всего перечисленного, предусмотрено бесплатное оздоровление в лагерях, санаториях и пансионатах. Оплата путёвки также производится государством.

Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.

Льготы касаются и коммунальных платежей. Для их получения ребёнок должен обучаться в школе или учебном заведении профессионального образования по очной форме, а также должен иметь жилое помещение. При этих условиях лица указанной категории освобождены от уплаты коммунальных платежей и платы за проживание.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

Виды социальной помощи

Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:

  1. Материальная. Государство обеспечивает возможность бесплатно проживать в интернатах, предоставляет одежду, питание, предметы обучения, средства для устройства жизни, жильё, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта;
  2. Нематериальная. Государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на жильё и трудоустройство.

Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.

Правительство РФ заботится о том, чтобы дети указанных категорий обрели семью, будь то опекунская или патронажная. Для этого установлены выплаты единовременных и ежемесячных пособий, определены льготы для опекунов и попечителей.

Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/bez-popechitelstva.html

Восстановление родительского попечения после лишения родительских прав или иных случаев утраты родительского попечения

Права детей лишенных родительской опеки

Жаров А. А., адвокат по делам несовершеннолетних, семейным делам, опеке, попечительству

Если ребёнок остаётся по любой причине без родительского попечения[1], его, как правило, помещают в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей.

Многих, попавших в эти организации ждёт новая семья, готовая принять ребёнка под опеку (попечительство), в приемную семью или усыновить.

Некоторые, увы, остаются в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей достаточно длительное время, иногда до совершеннолетия.

Это — наиболее частые пути. Но встречаются ситуации, когда родители, как это принято говорить, «одумались», и решили восстановить свое родительское попечение.

Как правило, «одумавшаяся» мать появляется на пороге дома ребёнка, или детского дома и просит «вернуть» ей ребёнка. И совершенно справедливо встречает отказ. Родительнице рекомендуют обратиться в орган опеки и попечительства и там ставить вопрос о восстановлении родительского попечения.

Как показывает мониторинг, в органе опеки поступают двумя путями. Либо ребёнка чуть ли не сразу же отдают матери, не слишком досаждая её даже расспросами. Либо, напротив, возврат ребёнка превращается в изматывающую эпопею для всех её участников. Особенно, если ребёнок передан под опеку или в приемную семью.

Если первый путь вызван, как правило, недостаточным знанием законодательства, то органы опеки, идущие по второму пути, напротив, прочитав всё небогатое законодательство по этому вопросу, сталкиваются с проблемой его применения.

Наиболее простым, со стороны органа опеки, выглядит случай, когда родительское попечение старается восстановить родитель, лишенный родительских прав. Во-первых, восстановление в родительских правах происходит в суде, а значит, орган опеки ответственность разделяет с судьёй. Во-вторых, имеются критерии, согласно которым принимается решение о восстановлении в родительских правах.

Родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка[2].

Суд не обязан восстанавливать в родительских правах родителя, подавшего об этом заявление, даже если он изменил поведение, образ жизни, отношение к воспитанию ребёнка. Он только вправе это сделать.

И те обстоятельства, которые перечислены — лишь необходимые условия для этого, но не всегда достаточные.

Если обратиться к перечню оснований для лишения родительских прав[3], можно заметить, что далеко не весь перечень оснований для лишения «перекрывается» перечнем оснований для восстановления в них. Так, очевидно, не является основанием для восстановления в родительских правах уплата алиментов.

Трудно говорить о восстановлении в родительских правах лица, лишенного их в связи с преступлением против детей или супруги. Большие вопросы вызовет восстановление в родительских правах лица, покушавшегося на половую неприкосновенность своих детей.

Необходимо также отметить, что иск о восстановлении в родительских правах родитель должен предъявлять в суд самостоятельно, и ответчиком будет либо орган опеки и попечительства, либо детская организация, либо опекун — в зависимости от того, на чём попечении находится ребёнок[4].

Если родитель не знает, где находится его ребёнок — следует предъявлять иск к органу опеки и попечительства, который изымал ребёнка, либо к тому учреждению, где ребенок находился до этого. В дальнейшем суд заменит ответчика.

Иск предъявляется по общему правилу подсудности — в районный суд по месту жительства (нахождения) ответчика.

Если ребёнок был усыновлён, то восстановление в родительских правах невозможно[5].

При этом орган опеки и попечительства, получив из суда запрос, определение, копию искового заявления о восстановлении в родительских правах по отношению к ребёнку, который был усыновлен, должен представить суду заключение, в котором указать, что ребёнок был усыновлён, не представляя, однако ни данных об усыновителях, ни новых данных ребёнка.

Восстановление в родительских правах по отношению к ребёнку, достигшему 10 лет допустимо лишь с его согласия.

Важно отметить, что отсутствие согласия ребёнка, достигшего 10-летнего возраста, от восстановления родительских прав, выявленный органом опеки и попечительства, организацией, где ребёнок находится, или судом — обязательно для суда[6]. Отсутствие согласия не означает обязательно выражение несогласия: восстановление в родительских правах не должно произойти даже если ребёнок относится к этому индифферентно.

Должно выясняться и мнение ребёнка, не достигшего 10 лет, однако его мнение для суда не является обязательным. В любом случае, восстановление в родительских правах возможно лишь в случаях, когда это не противоречит интересам ребёнка.

Орган опеки и попечительства в обязательном порядке принимает участие в заседаниях суда, дает заключение по рассматриваемому вопросу. И прежде всего, по вопросу соответствия интересам ребёнка предстоящего восстановления в родительских правах.

В этом случае, для подготовки заключения, орган опеки и попечительства должен ознакомиться с документами, приложенными к исковому заявлению, с тем документами, которые были приобщены в дело на судебном заседании, обязательно осмотреть условия проживания родителя, восстанавливающегося в родительских правах, и сделать вывод об обоснованности восстановления в родительских правах.

Если одновременно с иском о восстановлении в родительских правах подан иск о возврате ребёнка родителям от опекуна или из организации для детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства должен проверить также, созданы ли условия для проживания ребёнка в том месте, куда его собирается забрать родитель, достаточны ли доходы родителя для содержания ребёнка, и сделать вывод об обоснованности передачи ребёнка родителю в настоящее время.

При этом стоит учесть, что орган опеки и попечительства не полномочен запрашивать какие-либо справки, документы и т.п., он должен, подобно суду, сделать вывод на основании тех данных, которые предоставил ему истец.

Если их недостаточно для того, чтобы дать заключение, орган опеки вправе предложить родителю представить дополнительные документы.

При их непредставлении, однако, вывод об обоснованности восстановления в родительских правах и возврате ребёнка необходимо делать по представленным документам. Заключение в подобном случае вполне может быть отрицательным.

Допустимо, однако, запросить справки или иным образом оформленные сведения о ребёнке, оставшемся без попечения родителей из детских организаций, медицинских организаций и т.п.

Если ребёнок, в отношении которого родители восстановлены в родительских правах, либо в отношении которого родители не были лишены родительских прав передан под опеку (попечительство), в приемную семью, то вопрос о возвращении его родителям решается лишь с согласия опекуна (попечителя).

До момента прекращения опеки (попечительства) именно он является законным представителем ребёнка и ему решать, допустима ли передача ребёнка родителям[7]. Прекращение же опеки или попечительства в данном случае возможно не ранее, чем ребёнок будет возвращён родителям[8].

Таким образом, если ребёнок, в отношении которого родители (родитель) собираются восстанавливать родительское попечение находится на любой форме опеки или попечительства, передача ребёнка родителю возможна или с согласия опекуна (попечителя) или по решению суда.

В случае, если опекун (попечитель) возражает против возвращения ребенка родителю, родитель должен обратиться в суд с иском к опекуну, в котором потребовать возврата ребёнка.

Суд, решая данный вопрос должен проверить, отвечает ли возврат ребёнка родителям его интересам[9].

При рассмотрении таких дел суд учитывает реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, и другие конкретные обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка родителем, а также лицами, у которых фактически проживает и воспитывается несовершеннолетний[10].

Орган опеки и попечительства, давая заключение по этому вопросу должен выявить все указанные обстоятельства, обследовав семейные условия как у опекуна, так и у родителей, а также выяснив мнение ребёнка, если он его в состоянии выразить[11].

Учитывая нормы семейного законодательства[12], организация, куда помещен под надзор ребёнок, оставшийся без попечения родителей, также вправе возражать против возврата ребёнка родителям. В этом случае, вопрос решается в судебном порядке.

Распространённой ошибкой органов опеки и попечительства является принудительное, несмотря на возражение, изъятие ребёнка из семьи опекуна (попечителя, приемной семьи) и передача его родителям, как только органом опеки устанавливается, что у родителей созданы условия для воспитания ребёнка.

Данные действия недопустимы, поскольку сам по себе отказ опекуна передать ребёнка по требованию родителя является спором, разрешать который у органа опеки полномочий не имеется — это прерогатива суда.

В подобных случаях орган опеки и попечительства должен уведомить родителя о том, что опекун (либо организация) отказывается передать ребёнка и указать, что данный спор подлежит разрешению в судебном порядке.

Стоит отметить, что если родители ребёнка, оставшегося без попечения родителей не были лишены родительских прав, они могут сразу обращаться в суд с иском о возврате им ребёнка. Родители же лишенные родительских прав должны быть в них восстановлены и лишь по факту этого могут требовать возврата им ребёнка (хотя данные требования и можно заявить одновременно)[13].

Учитывая вышеизложенное, можно рекомендовать органам опеки и попечительства, а также опекунам (попечителям) и администрации организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, в случае утраты ребёнком родительского попечения по причинам, обосновывающим лишение родительских прав, обращаться с исками о лишении родителей ребёнка родительских прав.

Следует отметить, что в случае, если имеются кандидаты в усыновители, предварительное лишение родительских прав для усыновления не требуется, если выполняется хотя бы одно из условий, перечисленных в ст. 130 СК РФ.

Более того, если в отношении родителей такого ребёнка будет произведено лишение родительских прав, усыновление придётся отложить на 6 месяцев[14] (что, однако, не ограничивает передачу ребёнка на другие формы устройства, включая опеку).
[1] Ст. 121 СК РФ

[2] Пункт 1 ст. 72 СК РФ

[3] Ст. 69 СК РФ

[4] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. № 6), п. 19

[5] Абзац 3 п. 4 ст. 72 СК РФ

[6] Упомянутое Постановление ВС РФ, п. 19

[7] Ст. 1481 СК РФ.

[8] Ст. 39 ГК РФ

[9] Ст. 68 СК РФ.

[10] Пункт 6 указанного Постановления Пленума ВС РФ.

[11] Ст. 57 СК РФ.

[12] Пункт 2 ст. 1552 СК РФ,

[13] Пункт 3 ст. 72 СК РФ.

[14] Пункт 6 ст. 71 СК РФ.

Источник: https://zharov.info/teoriya-i-nauka/adoption/vosstanovlenie-lrp

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Права детей лишенных родительской опеки

31.05.2019

Семейным кодексом закреплена обязанность родителей (в том числе, проживающих отдельно) принимать полноценное участие в жизни, воспитании и денежном содержании ребенка. Но на кого переходят эти обязательства, если ребенок — сирота или лишен попечения родителей. В таком случае обеспечением прав сирот занимаются назначенные опекуны/попечители и государство.

Кто такие сироты

Закон РФ о правах детей-сирот определяет, кто будет относиться к этой категории лиц. Так, принято различать две формы льготников этой сферы:

  • дети-сироты, то есть лица, родители (единственный родитель) которых умер или признан умершим в судебном порядке;
  • ребенок, оставшийся без попечения родителей (ситуации, когда родитель жив, но не может или не хочет участвовать в жизни своих детей).

Лишение родительской опеки происходит на следующих основаниях:

  • вступление в законную силу судебного решения о признании родителя безвестно пропавшим;
  • лишение родительских прав (допускается восстановление материнства/отцовства в будущем);
  • недееспособность родителя или наличие заболевания, не позволяющего полноценно участвовать в жизни ребенка;
  • добровольный отказ матери/отца от своих родительских прав;
  • в отношении родителя ведется досудебное разбирательство по уголовному делу;
  • мать/отец находятся в местах лишения свободы за совершение умышленного преступления.

Статья 155.3 Семейного кодекса РФ «Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Кроме государственных преференций, льготники могут рассчитывать на региональные привилегии, действующие в рамках конкретного субъекта Федерации.

Образовательные

Права в сфере образования детей-сирот включают следующие виды социальной поддержки:

  • бесплатное обучение на всех уровнях, но только в государственных учреждениях (компенсация затрат осуществляется из государственного бюджета);
  • посещение специальных курсов подготовки для вступления в высшие учебные заведения на безвозмездной основе;
  • предоставление академического отпуска с сохранением полноценной стипендии (но только если основанием получения академического отпуска стали медицинские показания, в том числе, беременность);
  • полная компенсация затрат на проезд к месту учебы и обратно (только в отношении поездок в другой город);
  • ежегодная поддержка в размере трех стипендий, которая должна быть потрачена на покупку спортивной формы, приобретение канцелярских приборов, книжек;
  • бесплатное питание во всех учебных заведениях.

Медицинские

Неимущественные права ребенка, лишенного опеки родителей, и детей-сирот включает:

  • бесплатное посещение специалистов государственных больниц;
  • получение медикаментов бесплатно или по скидкам (в зависимости от категории препарата и действующих правил на момент его приобретения);
  • предоставление бесплатных путевок в санатории и на оздоровительные курорты, если для этого есть медицинские показания, подтвержденные справкой лечащего врача (дополнительно компенсируется стоимость проезда до места оздоровления и обратно).

Читать так же:  ​​​​Взыскание неустойки по алиментам

Трудовые

Перед первым трудоустройством льготнику необходимо обратиться в территориальное отделение службы занятости с целью постановки на учет по безработице. Это позволяет:

  • заручиться помощью специалистов в поиске работы;
  • поступить на бесплатные курсы смены квалификации;
  • стать обладателем ежемесячных выплат, равных размеру регионального прожиточного минимума на период поиска места работы (но не дольше шести месяцев).

Жилищные

Имущественные права детей-сирот включают преференции, направленные на улучшение жилищных условий. Так, за каждым ребенком, который передан на попечение государства, закрепляется квартира (порядок и очередность распределения недвижимости зависит от возможностей регионального бюджета и муниципального жилищного фонда).

После выпуска из интернета по достижению совершеннолетия, человек имеет право заселиться в квартиру и полноценно использовать ее по целевому назначению. Еще после пяти лет удастся заключить с муниципалитетом договор социальной аренды, расширяющий полномочия жильцов. Дополнительно через время удастся приватизировать жилье.

Помощь детям, оставшимся без попечения родителей

Приобретение статуса ребенка, лишенного родительской опеки, обусловлено следующими юридическими последствиями:

  • человек получает право на дополнительные социальные льготы;
  • возможность защиты личных интересов от неправомерных действий матери/отца;
  • исключение претензий в будущем на получение алиментов с ребенка.

Инициировать получение статуса льготника могут сами дети, близкие родственники детей, представители образовательных/медицинских учреждений, в которых временно содержатся дети, органы опеки и попечительства, а также прокурор.

Льготы и пособия

Права несовершеннолетних сирот в РФ тщательно защищаются законодательством. Но для получения доступа к социальным преференциям необходимо подтвердить льготный статус и основания для получения дополнительной поддержки. Для этого необходимо выполнить следующие шаги:

  • сбор подтверждающих документов;
  • обращение в Пенсионный фонд с целью получения денежных выплат;
  • подача документов в органы социальной защиты, если необходимо получение привилегий в материальном виде.

Порядок оказания поддержки зависит от возраста льготника, состояния здоровья и занятости, а также от присвоенного статуса сироты или ребенка, лишенного родительского попечения.

Правила предоставления пособия:

  • если родитель погиб, но на момент своей смерти накопил необходимый минимальный трудовой стаж, то льготник сможет получать комплексное ежемесячное обеспечение, состоящее из пенсии и дополнительных социальных надбавок;
  • при отсутствии у умершего родителя трудового стажа, ребенок сможет рассчитывать на пенсию по утрате кормильца;
  • граничный срок предоставления денежных выплат — совершеннолетие, но этот период может продлеваться до 23 лет, если несовершеннолетний продолжает обучение на очной форме или проходит службу в армии по призыву.

Социальная поддержка

Обеспечение социальных прав детей-сирот происходит по двум направлениям:

  1. Оказание нематериальной поддержки, которая заключается в гарантии образовательных преференций (внеочередной прием в ряды студентов, бесплатное питание), гарантии права на полноценное трудоустройство или бесплатное медицинское обслуживание. То есть это список привилегий, которые не исчисляются денежным эквивалентом;
  2. Материальные преференции, включающие денежные пособия, предоставление жилья и земельных участков, а также скидок и отмены некоторых категорий выплат.

Читать так же:  Двойная фамилия при заключении брака

Задача льгот — гарантировать справедливый доступ ко всем сферам социальной жизни, гарантируя получение образования. Возможность поиска работы, личностного развития с целью формирования в будущем полноценной ячейки общества.

Устройство детей без родителей

Социальные преференции — это хорошо, но они не гарантируют защиту главного права несовершеннолетнего ребенка — на воспитание в полной семье. Поэтому законодательством установлены способы устройства детей в семьи, а также порядок назначения ответственных лиц, временно заменяющих родителей. Задача таких мероприятий:

  • определение лиц, которые смогут защищать интересы несовершеннолетнего ребенка в юридических сделках;
  • установление человека, который будет принимать участие в воспитании детей, оказывая моральную поддержку, помощь, что влияет на психологическое и эмоциональное развитие детей;
  • назначение дееспособных людей, контролирующих полноценное получение государственных социальных пособий и льгот ребенком.

Проводится защита детей от противоправных воздействий.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения

Законодательством установлено несколько форм устройства сирот. А именно:

  • опека;
  • попечительство;
  • передача в приемную семью;
  • усыновление.

Особенности реализации каждой формы

ФормаНюансы
ПопечительствоРебенок, достигший возраста 14 лет, может самостоятельно инициировать участие в юридических сделках, но обязательно письменное согласие родителей, подтверждающих соблюдение интересов и прав несовершеннолетнего. За неимением матери и отца, в отношении ребенка назначается попечитель. В качестве попечителя может быть назначен близкий родственник или посторонний человек, который достиг возраста 18 лет и обладает полной дееспособностью. Дополнительно человек должен иметь недвижимость (допускается использование недвижимости на основании договора социального найма), где можно поселить подопечного
ОпекаЗадача опекуна — юридическая защита интересов детей, представительство ребенка в юридических сделках и разбирательствах. Чтобы кандидатура лица была рассмотрена на роль опекуна, необходимо подтвердить наличие следующих признаков:

  • старше 18 лет;
  • полная дееспособность;
  • наличие собственного жилья, площадь которого позволяет дополнительно подселить ребенка;
  • отсутствие медицинских противопоказаний;
  • ранее не было случаев ограничения или лишения родительских прав опекуна.

Опекуны назначаются только в отношении детей младше 14 лет, то есть таковых, которые не могут самостоятельно инициировать участие в юридической сделке

Приемная семьяЭто может быть отдельное лицо или супружеская пара (в том числе с детьми), желающая принять на воспитание несовершеннолетнего ребенка и, готовая заботиться о нем, как о родном. Осуществление деятельности происходит на основании подписанного договора, в котором подробно расписываются права и обязанности участников, а также меры ответственности приемных родителей
УсыновлениеУсыновление — способ приобретения юридического родства между детьми и взрослыми, которые не связаны кровными узами. После завершения процедуры усыновления участники получают взаимные права и обязанности, такие как между биологическими родственниками. Усыновителем может выступать близкий родственник или посторонний человек, который прошел все стадии проверок, в также обратился в суд с целью удовлетворения усыновления. Только после вступления в законную силу решения суда усыновление считается завершенным. Допускается отказ родителя от материнства/отцовства в пользу человека, готового усыновить/удочерить ребенка.

Как защитить права сирот

Гарантия прав детей-сирот, а также защита интересов несовершеннолетнего ребенка — обязанность органов опеки и попечительства. Свои обязательства попечительский совет исполняет путем определения формы устройства ребенка, поиском подходящей семьи (отдельного опекуна), контроля надлежащего исполнения опекунских обязательств.

Ребенок, в отношении которого не назначен опекун (попечитель), передается на временное содержание в специализированные государственные организации. К ним относятся приюты, интернаты, детские дома.

Конечно, полноценно уделять внимание ребенку работники таких организаций не могут, в силу большого количества детей, но так дети получают образование, нормальное питание, одежду, предметы быта и, что самое главное, социальное общение.

Заключение

Согласно статистическим данным, ежегодно на территории России усыновляется только ¼ доля детей, оказавшихся без попечения родителей. Преимущественно, малыши в возрасте до пяти лет. Но, как показывает практика, ребенок, которому пришлось расти без родителя, гораздо больше ценит семью и становится ответственным отцом/матерью своему ребенку.

Источник: https://zakonoved.su/prava-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-zakonodatelnaya-baza.html

Защита прав и интересов детей оставшихся без попечения родителей

Права детей лишенных родительской опеки

Дети могут по разным причинам остаться без опеки матери и отца. Защита прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей становится заботой государства и осуществляется исполнительными органами власти.

Социальные службы в интересах таких детей организуют различные способы защиты и содействуют в их устройстве. Рассмотрим, как осуществляется защита прав и интересов детей, лишившихся родительской опеки.

Выясним, какие права гарантирует им государство и какие органы осуществляют систему защиты прав и законных интересов детей.

Кто такой ребенок, оставшийся без родительского попечения?

Федеральный закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1996 года устанавливает 2 категории несовершеннолетних, нуждающихся в защите:

  1. Дети-сироты – граждане, не достигшие 18 лет, оказавшиеся без родительской поддержки по причине смерти обоих родителей.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, оказавшиеся без присмотра при живых родителях.

Если с сиротами ситуация однозначна, то вторую категорию образуют дети, оставшиеся без родительского присмотра по разным обстоятельствам, в результате которых их родители:

  • в судебном порядке лишены родительских прав из-за аморального образа жизни, уклонения от воспитания или угрозы для жизни и здоровья ребенка;
  • признаны недееспособными из-за психического расстройства или тяжелых болезней;
  • официально признаны пропавшими без вести или умершими;
  • находятся в местах отбывания наказания или под следствием;
  • были неизвестны изначально;
  • осознанно отказались от детей в медицинском, воспитательном или другом учреждении.

Государство возлагает обязанность по защите данных категорий детей на районный отдел опеки по месту выявления ребенка.

Кто должен сообщить о том, что ребенок остался без попечения?

В ст. 122 СК РФ определяется порядок выявления детей, оказавшихся без опеки. Закон наделяет любого гражданина РФ обязанностью сообщать о факте появления ребенка, оставшегося без родителей. Как правило, такими гражданами становятся:

  • родные ребенка;
  • соседи;
  • знакомые семьи;
  • другие граждане, владеющие информацией.

Закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1999 года возлагает дополнительные обязанности по выявлению несовершеннолетних без родителей на органы по надзору и профилактике беспризорности несовершеннолетних. К ним относятся:

  • учреждения здравоохранения: медицинские работники сообщают о детях, которые оставлены в их учреждениях;
  • образовательные учреждения: учителя направляют информацию о семьях, которые не занимаются воспитанием детей;
  • правоохранительные органы: полиции, прокуратура передают информацию о пропавших или осужденных родителях и детях без надзора;
  • социальные службы: специалисты выявляют факты ненадлежащего родительского воспитания.

Граждане или сотрудники организаций информируют органы опеки по месту проживания ребенка, которые действует по установленному порядку:

  • посещают жилье несовершеннолетнего;
  • при подтверждении фактов, перемещают ребенка в безопасное место: к родным в семью, в центр реабилитации;
  • передают информацию о ребенке в региональный банк, нуждающихся в защите детей (в течение 3 дней с выявления);
  • за 30 дней организовывают семейное устройство несовершеннолетнего.

Процедура организована таким образом, чтобы обеспечить максимальную защиту детских прав, даже при отсутствии родителей.

Какие органы уполномочены защищать детские права?

В 2021 году в Российской Федерации действует система органов, призванных содействовать защите прав детей оставшихся без попечения родителей:

  • органы опеки и попечительства;
  • прокуратура;
  • органы управления социальной защиты населения;
  • комиссия по делам несовершеннолетних;
  • специализированные центры реабилитации для несовершеннолетних.

Основные функции возлагаются на районные отделы опеки и попечительства. Согласно ст. 121 СК РФ в их функции входит:

  • выявление и постановка на учет несовершеннолетних, оставленных без поддержки родителей;
  • назначение опеки и попечительства;
  • надзор за реализацией всех прав и возможностей детей, находящихся под опекой;
  • контроль за заключением сделок по распоряжению имуществом подопечных;
  • отслеживание деятельности опекунов и государственных учреждений в отношении воспитанников;
  • проверка качества ухода, воспитания, обучения и жизни несовершеннолетних;
  • представление законных интересов и гражданских прав опекаемых.

Прокуратура отслеживает соблюдение всех прав граждан и принимает меры при их нарушении. Полномочия прокурора по охране прав детей основаны на контроле за соблюдением законности и правомерны в следующих вопросах:

  • лишение родителей прав или их восстановление;
  • признание действительным или недействительным соглашения по алиментам;
  • установление опекунства и его снятие по решению суда;
  • изъятие ребенка у родителей, если они не выполняют своих обязанностей.

Комиссия по делам несовершеннолетних создается органами местного самоуправления. В пределах своих полномочий комиссия решает следующие задачи:

  • защита и восстановление прав малолетних детей;
  • борьба с беспризорностью и ее причинами;
  • контроль за содержанием и развитием несовершеннолетних;
  • профилактика правонарушений у воспитанников;

Органы социальной защиты населения, наряду с органами образования и здравоохранения в пределах своих функций оказывают содействие органам опеки в отношении детей, без родительской опеки или находящихся в социально-реабилитационных центрах или в центрах содействия семейному устройству.

Способы защиты детских прав

Контроль за соблюдением требований закона на образование, воспитание и обеспечение всем необходимым в прерогативе органа опеки. Опека занимается устройством детей и следит, чтобы их права не нарушались. В 2021 году в РФ установлены:

  • семейное устройство детей;
  • помещение ребенка в специализированную организацию.

К формам семейного устройства относятся:

  • усыновление;
  • приемная семья;
  • опекунство над ребенком.

Усыновление – единственная вид, требующий судебного решения, все остальные проводятся на основе заключения отдела опеки. Считается самой приоритетной формой устройства, так как ребенок получает все права кровного сына или дочери, осознает себя родным.

Усыновители не получают помощи от государства, так как несовершеннолетний теряет все льготы, положенные сироте, и на свои средства содержат ребенка.

Из-за того, что усыновить по закону можно только детей-сирот или несовершеннолетних, чьи родители были лишены прав на длительный срок, усыновленных относительно немного.

Опека – самый массовый способ устройства, потому что под опекунство подпадают все категории детей, и к опекуну предъявляются более лояльные требования, чем к усыновителям. Подопечный сохраняет статус ребенка без родительской опеки, имеет право на жилье и все положенные льготы.

Обычно опеку устанавливают родственники, но могут оформить и посторонние люди, иногда с целью дальнейшего усыновления. Опека возможна над детьми до 14 лет.

После этого возраста и до совершеннолетия оформляется попечительство на условиях предоставления большей самостоятельности подростку в принятии решений, но под контролем попечителя.

Помещение ребенка в приемную семью происходит по договору между приемным родителем и местным органом власти. Приемный ребенок сохраняет все права детей без попечения родителей.

Государство оплачивает расходы на содержание малолетнего, предоставляет льготы на санаторное и медицинское обслуживание, выплачивает вознаграждение приемному родителю.

Приемная семья – замечательная форма устройства для оказавшихся без попечения кровных братьев и сестер, которых по закону нельзя разлучать

Когда возможности семейного устройства нет, дети помещаются в специализированное учреждение:

  • социально-реабилитационный центр;
  • центр содействия семейному устройству.

Помещение детей в эти учреждения рассматривается как вынужденная мера, отдел опеки подыскивает семейное устройство для них. Проживая в данных организациях, ребенок находится на государственном обеспечении.

В случае получения им пенсии по потери кормильца или инвалидности, средства переводятся на его счет, никто не может воспользоваться его деньгами или имуществом. Обязанности опекуна возлагаются на руководителя организации, который отвечает за благополучие подопечного.

Воспитанник проживает в организации до совершеннолетия, если получает образование, то и до 23 лет.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Система государственной поддержки детей защищает их права:

  • на образование;
  • на жилье;
  • на труд;
  • на медицинское обслуживание;
  • на имущество.

Рассмотрим подробнее.

На образование

Согласно ФЗ № 159, подопечные получают начальное, среднее, высшее образование за государственный счет и имеют право:

  • бесплатно обучаться на подготовительных курсах при ВУЗе или колледже;
  • бесплатно получать второе профессиональное образование;
  • брать академический отпуск с сохранением стипендии.

А также, обучаясь на бюджете, получать бесплатное питание, место в общежитии, проезд, пособие на приобретение одежды и обуви, средств для учебы.

На жилье

Детям, независимо от формы устройства, государство гарантирует право на жилье:

  • имеющие в собственности жилье, сохраняют свое право на жилое помещение;
  • при отсутствии жилья, квартира выделяется из фонда по договору специализированного найма, сроком на 5 лет, после чего заключается договор социального найма;
  • выйдя из социально-реабилитационного центра, дети могут вернуться на прежнее место жительства.

Кроме того, несовершеннолетние могут наследовать недвижимость родных или получать в дар.

На труд

В области трудоустройства закон предусматривает льготы:

  • для вставшего на учет по безработице, в первые 6 месяцев пособие равно среднемесячному заработку по региону;
  • право на бесплатную профессиональную диагностику в центре занятости;

При ликвидации предприятия работодатель оплачивает новое обучение с возможностью последующего трудоустройства.

На медицинское обслуживание

Лишенные родителей дети имеют права в области здравоохранения:

  • бесплатное амбулаторное и стационарное лечение с оперативным вмешательством в учреждениях, прошедших государственную аккредитацию;
  • профилактические осмотры;
  • оздоровление в профилакториях, санаториях, спортивно-оздоровительных лагерях и пансионатах за счет госбюджета;

Дополнительно они могут претендовать на бесплатный проезд до места оздоровления и обратно.

Имущественные права

В соответствии с законом несовершеннолетние, имеющие статус сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, имеют право:

  • на имущество, оставшееся после смерти родителей;
  • на имущество матери и отца, лишенных родительских прав, приобретенное для потребностей детей;
  • на алименты, социальные выплаты, пенсии и пособия;
  • на полученное в дар и по наследству имущество.

Дети, без родителей, имеют все права, что и несовершеннолетние в семьях. Кроме того, такие дети имеют право на помощь местных органов власти по устройству в семью или специальное детское учреждение, на защиту своих законных интересов в государственных органах. Закон гарантирует и защищает права детей, лишенных родительского попечения.

Источник: https://glavny-yurist.ru/zashhita-prav-i-zakonnyh-interesov-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.