При наблюдении

Наблюдение: метод исследования в психологии – Психологос

При наблюдении

Наблюдение в психологии – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом.

Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, – в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века – в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого.

Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение – экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей – дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.

Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации.

И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности – систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя – наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность – наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/nablyudenie-dvoe-zn--metod-issledovaniya-v-psihologii

Наблюдение как метод психодиагностики

При наблюдении

Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

  • непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  • данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  • целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  • зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  • влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  • влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.

Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.

Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

  • четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  • осуществляется по заранее продуманному плану;
  • данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  • полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

  • непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность, конкретность данных;
  • единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  • расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  • возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  • возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  • возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

  • локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  • невозможность повторения событий ситуации;
  • трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  • искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  • пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  • ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  • субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект – обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  • Эффект снисхождения– тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  • Ошибка центральной тенденции – наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  • Ошибка корреляции– оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  • Ошибка контраста– склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  • Ошибка первого впечатления – первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
  • нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Классификация видов наблюдения

Рисунок (откроется в новом окне)

Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.

Контролируемое наблюдение

  • заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
  • применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

Неконтролируемое наблюдение

  • применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
  • при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

Открытое наблюдение :

  • предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
  • осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение – осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

Включенное наблюдение – наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

  • предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
  • исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

Варианты включенного наблюдения:

  • наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
  • наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

Невключенное наблюдение:

  • осуществляется со стороны,
  • наблюдатель не является участником происходящих событий.

Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение:

  • самый распространенный вид исследования,
  • протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
  • реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

  • безучастное,
  • пассивное,
  • активно соучаствующее.

Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.

О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».

В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.

Лабораторное наблюдение:

  • характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
  • исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.

Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.

При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.

Систематическое наблюдение:

  • проводится регулярно с заданной периодичностью,
  • осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
  • выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
  • классифицирует условия внешней среды.

Несистема тическое (с лучайное ) наблюдение:

  • обычно не планируется, является богатым источником информации,
  • трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
  • продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.

Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.

Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.

Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.

Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.

Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.

«Сплошное» наблюдение – исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,

Выборочное наблюдение – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.

Наблюдение может быть:

  • непосредственное;
  • с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений –сплошное наблюдение.

Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

  • стиль поведения,
  • жесты,
  • мимику,
  • движения индивидов и целых групп.

Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.

Метод наблюдения – один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.

В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плана;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :

а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

  • Психодиагностика
  • методы психодиагностики
  • наблюдение

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/nablyudenie-kak-metod-psihodiagnostiki

Что такое «эффект наблюдателя»?

При наблюдении

Понять происходящее в микромире могут считанные единицы физиков-теоретиков на нашей планете. Да и их суждения вызывают яростные возражения коллег, а ведь это величины с мировым именем. Одним из вызывающих ожесточенные споры ученых является так называемый «эффект наблюдателя в квантовой физике».

Источник изображения: deviantart.com (NikkoA)

Как проходят измерения в макромире

Если сказать простыми словами, то эффект наблюдателя это изменение параметров наблюдаемой системы в результате самого факта проведения наблюдения. В макромире параметры системы измерить довольно просто — достаточно приложить линейку или глянуть на термометр с барометром.

А вот в микромире подобное измерение не пройдет. Правда и в макромире не все так просто. Предположим, требуется измерить напряжение в цепи.

Но у вольтметра есть собственное внутреннее сопротивление, так что подключение его к цепи несколько изменит саму систему, следовательно, начальное напряжение в результате измерений несколько отличалось от полученного.

А вот в микромире, который описывается квантовой физикой, все гораздо сложнее. Классическим стал эксперимент, в котором исследовались волновые свойства электрона.

Дифракция электронов в эксперименте по изучению их свойств. Источник изображения: physicedu.ru

Через 2 интерференционные щели пропускался единственный электрон. На экране перед сторонним наблюдателем появились минимумы и максимумы — это значит, что возникла четкая интерференционная решетка.

Получалось, что электрон прошел сразу сквозь обе щели, что в случае частицы невозможно, зато если электрон проявляет себя в качестве волны, то именно сквозь обе щели одновременно он и должен был пройти.

Затем экспериментаторы решили проследить, как конкретно электрон преодолевает обе щели одновременно. Но стоило сделать прохождение щелей доступным для стороннего наблюдателя, как интерференционная картина исчезла с экрана. Казалось, электрон полностью утратил свою волновую природу и превратился в обычную частицу.

И уж точно проходит сквозь единственную щель, радикально игнорируя другую. Поначалу это явление поразило экспериментаторов — получалось, что именно присутствие стороннего наблюдателя резко изменило условия эксперимента, напрочь отрубив волновую функцию электрона.

Дальнейшие эксперименты подтвердили наличие «эффекта наблюдателя».

Последующие рассуждения об эффекте стороннего наблюдателя в обязательном порядке приводят к «коту Шредингера».

Визуализация мысленного эксперимента «Кот Шреддингера». Источник изображения: opessoa.fflch.usp.br

Суть мысленного эксперимента предложенного крупным физиком-теоретиком сводится к логическим рассуждениям. В одну из 2 абсолютно одинаковых коробок, подсоединенных к баллону с ядовитым газом, помещают кота. Затем по сигналу из баллона случайным образом подается ядовитый газ в одну из коробок. Вопрос, жив ли кот, если коробки открывать нельзя?

Открытие коробки согласно вопросу меняет сами условия эксперимента. Так вот, все логические рассуждения приводят к единственно возможному, хотя и парадоксальному результату – «кот Шредингера» одновременно и жив, и мертв.

Если этот эксперимент продлить дальше, и предложить сотне ученых проверять, жив кот или нет, то с момента подачи газа и до полного завершения проверки кот Шредингера будет находиться в суперпозиции живых и мертвых состояний.

С фотонами можно провести еще 1 весьма занимательный эксперимент.

Источник изображения: sciteclibrary.ru

Возьмем свободный фотон который летит в неопределенном состоянии. В этот момент его спин направлен одновременно и вверх, и вниз. Однако экспериментатор решает узнать спин электрона, для чего применяет поляризационный фильтр.

Если поляризация (спин) фотона +1 он преодолевает фильтр, в случае поляризации равной -1 фильтр остается непреодоленным. Но! До момента измерения фотон находился в суперпозиции возможных состояний спина. Получается так: в момент начала измерения данных сторонним наблюдателем, электрон самостоятельно выбрал свой спиновый момент.

Перед нами прямое проявление «эффекта наблюдателя» в квантовой физике.

Математические основы квантовой теории

Всякая наука содержит в себе столько истины, сколько в ней содержится математики. Представить себе квантовую теорию без какого-либо математического основания (аксиоматики) попросту невозможно.

Свое видение этой аксиоматики представил известный математик и один из отцов современных компьютеров Джон фон Нейман.

Рассматривая объект наблюдения и наблюдателя, ученый разделил проблему на 3 процесса:

  1. Процесс No1. Формулирование наблюдателем вопроса адресованного квантовому миру. Сам вопрос резко ограничивает систему в возможностях ответа. Невозможно ответить истинно словом “свинина” на вопрос, какие овощи были съедены за завтраком.
  2. Процесс No2. Изменение состояния волнового уравнения. Облако вероятности меняется по схеме описываемой волновым уравнением Шредингера.
  3. Процесс No3. Ответ на вопрос заданный в процессе No1, которым оказывается определенное состояние квантовой системы, как альтернатива может произойти «схлопывание» частицы.

Интерпретации

Приведенные выше выкладки требовали предания им некой формулировки понятной окружающим. В результате сложилось несколько интерпретаций «эффекта наблюдателя».

Нильс Бор создал свою версию рассуждений, где главная роль отводилась не системе, а наблюдателю. Это стало основой знаменитой Копенгагенской интерпретации. Сформулировать ее можно примерно так «Окружающая реальность представляет собой только вероятностную форму. Конкретный вид она обретает только с появлением стороннего наблюдателя».

Источник изображения: deviantart.

com (aharmon)

Вольфганг Паули и Юджин Уилер после совместного анализа пришли к результату, что квантовая физика, в которую в качестве составной части включено сознание наблюдателя, вообще может быть несовместима с материалистическим взглядом на мир.

Как писал по этому поводу Уилер «Вселенную в бытие приводит появление наблюдателя». В самом деле, подобный подход требует для перехода от вероятностного существования к конкретной реальности наличие внешнего сознания.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/popsci/chto-takoe-effekt-nabliudatelia-5d1ce03a7b832900ad7f5a5c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.