Проживание детей с родителями

Содержание

Жилищные права детей

Проживание детей с родителями

Жилищные права детей имеют свою специфику. Особенно право пользования несовершеннолетнего ребенка жилым помещением, принадлежащим родителям или одному из них на праве собственности.

Пункт 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ (СК РФ) устанавливает, что несовершеннолетний имеет право жить и воспитываться в семье, а также проживать совместно с родителями.

Пункт 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) конкретизирует: местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов.

Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ), т.е.

место жительства несовершеннолетних определено самим законом: несовершеннолетний постоянно (преимущественно) проживает вместе со своими родителями (законными представителями).

Проживает – равнозначно “пользуется”, т.е. ребенок, проживая совместно с родителями, имеет право пользования жилым помещением своих законных представителей.

Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (п. 1 ст. 55 СК РФ). Это право не утрачивается, оно просто изменяется.

Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) предусматривает, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

Бывшими являются супруги в случае расторжения брака. Дети бывшими не бывают. Это мнение Президиума Верховного Суда РФ, озвученное в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007.

Верховный Суд РФ отметил, что в силу установлений СК РФ об обязанностях родителей в отношении своих детей право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака между его родителями.

Это значит, что ребенок как член семьи всегда будет иметь право пользования жилым помещением любого из родителей.

Однако некий подводный камушек присутствует, а именно: чтобы оставаться членом семьи, требуется совместное проживание с собственником.

Исходя из того, как сформулирована ч. 1 ст. 31 ЖК РФ (в ней дан перечень граждан, являющихся членами семьи собственника жилого помещения), приходится признать, что совместное проживание необходимо для того, чтобы отнести гражданина к членам семьи собственника.

Причем переход права собственности на жилье к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 292 ГК РФ).

В то же время следует иметь в виду положения п. 4 ст.

292 ГК РФ, согласно которым “отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства”.

При отчуждении жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний, согласия органа опеки и попечительства по общему правилу не требуется, поскольку предполагается, что несовершеннолетний находится на попечении родителей, и это не опровергнуто имеющейся у органа опеки и попечительства информацией об отсутствии попечения со стороны родителей.

Конституционный Суд РФ Постановлением от 08.06.

2010 № 13-П признал возможность судебной защиты прав тех несовершеннолетних, которые формально не относятся к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся (по данным органа опеки и попечительства на момент совершения сделки) без родительского попечения, но фактически лишены жилого помещения на момент совершения сделки по его отчуждению.

Таким образом, Конституционный Суд РФ позволяет также обратиться за судебной защитой прав тех несовершеннолетних, которые считаются находящимися на попечении родителей, при том, однако, условии, что такая сделка (вопреки установленным законом обязанностям родителей) нарушает их права и охраняемые законом интересы.

Источник: https://27.xn--b1aew.xn--p1ai/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/ZHilishhnie_prava_detej

Может ли несовершеннолетний проживать отдельно от родителей, попечителей или опекунов – МамаЮрист.ру

Проживание детей с родителями

Право ребенка на совместное проживание с родителями установлено в ст. 54 СК РФ (п. 2). Конкретизируя данное право, п. 2 ст. 20 ГК РФ говорит, что местом жительства детей до 14 лет и граждан под опекой признается место жительства родителей или законных представителей, в том числе опекунов и усыновителей. СК РФ в п. 3 ст.

65 утверждает, что если родители ребенка проживают раздельно, место жительства ребенка родители устанавливают по своему взаимному соглашению.

В этой статье мы разберемся может ли несовершеннолетний проживать отдельно от родителей, попечителей или опекунов и каким образом этот вопрос регламентирован в рамках законодательства РФ.

Подопечные граждане, не достигшие возраста совершеннолетия, имеют местом своего проживания место проживания своих опекунов и попечителей. Однако, согласно п. 2 ст.

36 ГК РФ, если подопечный имеет возраст 16 лет, то орган опеки может дать разрешение на раздельное проживание подопечных со своим попечителем, в том случае, если орган опеки уверен, что раздельное проживание в данном случае не повлияет негативно на защиту его законных прав, интересов и на воспитание подопечного.

Где может проживать несовершеннолетний ребенок после признания его эмансипации

Совершеннолетие наступает в 18 лет. Но полностью дееспособным ребенка могут признать и до наступления этого возраста.

Например, в случаях, когда ребенок возраста 16 лет официально трудоустраивается по трудовому договору или контракту или начинает заниматься предпринимательством с согласия родителей или законных представителей, согласно ст.

27 СК РФ, его могут признать полностью дееспособным. Эмансипацией называется признание несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Признать несовершеннолетнего дееспособным по эмансипации можно двумя способами: решением органа опеки и попечительства и решением суда.

Для эмансипации по решению органа опеки требуется согласие обоих родителей (законных представителей).

На основании данного соглашения орган опеки и попечительства может вынести решение об эмансипации, для чего ребенок должен написать в орган опеки заявление, а его родители или законные представители ребенка – представить свое согласие на это.

Кроме согласия, потребуется предъявить паспорт или свидетельство о рождении, согласно которому ребенку исполнилось 16 лет, и документы, подтверждающие то, что ребенок трудоустроен (трудовой договор или контракт) или подтверждающие его предпринимательскую деятельность.

Подача заявления должна быть совершена в судебный орган по месту жительства ребенка. При подаче заявления кроме ребенка, согласно ст. 288 ГПК РФ, должны присутствовать его родители или один родитель, или усыновитель (усыновители), попечитель (попечители), прокурор и представитель органа опеки и попечительства.

Суд, рассматривая дело по исковому заявлению ребенка, может признать его полностью дееспособным, то есть эмансипированным.

Через месяц после принятия судом решения об эмансипации в окончательной форме, который дается для возможности второй стороны подать апелляционную жалобу, решение суда вступает в законную силу (ч. 1 ст. 209 и ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

С этого момента начинается полная дееспособность несовершеннолетнего ребенка в соответствии с ч. 2 ст. 289 ГПК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=iCuzevErNcQ

Что такое окончательная форма решения суда?

Согласно ГПК РФ (ч. 1 ст. 198), для принятия судом своего решения в окончательной форме решение должно быть оформлено во всех своих частях: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

При этом мотивировочное решение может быть составлено и после принятия решения, но не более чем на пять дней (ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).

В мотивировочной части указываются законы, которыми суд руководствовался при принятии решения, доводы суда, по которым принимаются или отвергаются доказательства сторон, сами доказательства, предъявленные суду и установленные судом обстоятельства дела (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Резолютивная часть решения суда согласно ч. 1 ст. 199 ГПК РФ объявляется судом на последнем заседании, когда заканчивается разбирательство дела.

Таким образом, несовершеннолетний гражданин после признания его полностью дееспособным получает право самостоятельного выбора места своего жительства.

Если несовершеннолетний вступает в брак до достижения совершеннолетия, согласно п. 2 ст. 21 ГК РФ правовые последствия такого поступка аналогичны, и он так же становится полностью дееспособным.

Где может жить несовершеннолетний, если его родители проживают раздельно

Отвечая на вопрос, может ли несовершеннолетний проживать отдельно от родителей, попечителей или опекунов, следует отметить, что в случае оформления расторжения брака при раздельном проживании родители могут составить соглашение, в котором определить место дальнейшего проживания ребенка, то есть с кем из родителей будет жить ребенок.

Если соглашение не достигнуто, согласно п. 3 ст. 65 СК РФ, каждый из родителей может подать исковое заявление в суд для решения вопроса по установлению места проживания несовершеннолетнего ребенка после развода.

Суд, принимая во внимание интересы ребенка и учитывая его мнение, если ребенку уже исполнилось 10 лет, согласно ст. 57 и п. 3 ст. 65 СК РФ, принимает решение, в котором определяет, с кем из родителей будет проживать ребенок в дальнейшем.

Принимая решение, суд учитывает отношения, которые существуют между ребенком и каждым из родителей, его привязанность к родителям и другим членам семьи, учитывает нравственные и другие качества родителей, а также существующие у родителей возможности для создания подходящих условий для воспитания и развития ребенка.

Для этого принимается во внимание материальное и семейное положение родителей, режим их работы и род деятельности и обстановку, сложившуюся в месте проживания каждого родителя.

Одно только материальное преимущество в положении родителя и в условиях его проживания не будет являться основанием для удовлетворения его требований безусловно (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ № 10 от 27 мая 1998 г.).

Где могут проживать несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей

Если дети остались без попечения родителей по причине их смерти, лишения родительских прав, ограничения в родительских правах, болезни, длительного отсутствия или признания их недееспособными, а также если родители отказывают в родительском попечении, если родители уклоняются от воспитания детей, от защиты их законных прав и интересов или не забирают своих детей из медицинских, образовательных или социальных организаций, или если они препятствуют нормальному воспитанию и развитию своих детей или создают условия, угрожающие их жизни и здоровью, их дети могут остаться без родительского попечения.

Если дети остаются без попечения родителей, защитой их интересов, согласно ст. 121 СК РФ, начинает заниматься орган опеки.

Также временное пребывание детей в учреждении для детей-сирот допускается с целью получения ими социальных, образовательных, медицинских и иных услуг, а также для обеспечения временного проживания на период невозможности исполнения обязанностей в отношении ребенка со стороны законных представителей по уважительным причинам. При этом, согласно п. 2 ст. 155.1 СК РФ, законные представители не теряют свои права и обязанности относительно ребенка.

Для того, чтобы поместить детей на временное пребывание в учреждение для детей-сирот их законные представители должны написать соответствующее заявление. Если ребенку исполнилось 10 лет, его мнение учитывается при этом.

Законный представитель ребенка в органе опеки и попечительства согласно п. п. 12, 13 Постановления Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 г. должен заключить соглашение о временном пребывании ребенка в учреждении для детей-сирот.

Источник: https://www.mamajurist.ru/prava-i-obyazannosti-roditeley-i-detey/mozhet-li-nesovershennoletniy-prozhivat-otdelno-ot-roditeley/

������������������ ������ ������������������ �������������� �������������������� ���������� ���������������������� ������������������

Проживание детей с родителями

���������� ������������ �������������� �������������� ���������������� ���������������� ���� ���������������������� ���������� �������������������� �������� ����.

������ �������������� �������� �� “��������������” ��������������, ���������������� ���������������� ��������������������, ���� ������������ ���� ������ ���������� ���������������� �� �������������� ������, ������ ���� �������������� ������������, �� ��������������, �������������� ������������ ����������������������.

������ ���������� ������������������ ������������, ���������������� �������������� �������������������� �� ���������������� �������������� ����, – ���������� �� ���������������������� ���� ������������������ �� �������������� �� �������� �� �������� ������������������.

�� �������������� ������, �� ������������ ����������������������, ������������ ������������ ��������, �� ������ ���� ������ ���������� �������� ��������������, �� �� ������ ����������������������, ������ ���������� ������ ���������� ���������������������� �� ������ ���������� ������������ �������������� ��������������.

������ �������������������� �������������������������� ���������������� ����������������, ������������ ���� �������� ������������������ �������������� ���������� �� ���������������� ������������ �������� �������������� ������������. ���������� ������������������������ ���������� – �������� �� ������.

���� ������������ ������������ ���������� ������������, �������� �������� �� ���������� ���� ����������������������, ������������ ������������ �� �������������� �������������� ������������������ �� ����������������.

�������� �������������� ���������������� �� �������������������������� ��������, ������ �� ���������������� ������ �������������������� �� ���������������������� ������������ �������������������� ���������������� �������������������� ����������������. ������ ���������� ���������������� ������������ ����������������������.

���������������� ���� ���� ������ �������������� �������� ������������ ��������, �������������������� �������� ��������, �������� ������������������������ ���� �� �������������� �� ������.

�������������� ������ �������������� ������ �������������������� ���������� �������������������� �������������� �� ������, ������������������ ���������������� �� ������������, ���������� �� �������������� �������������� ���������� ���������������� �� ����������.

���� �������������������������� ������������, �������������� �������������� �������������� �� �������� ������������ ������������������ ������������������ ��������������.

���������������������� ������ ���������� ���� ������������ ������������ �������������� ������������ �� �������� ���� ����������, ������ �������� �� ������������, ������ �� �� ������������������������ ������������ – �� ������������, ���� �������������� ������������������������, �� ���������������� �������������� �� �� ������������ ���������������� ��������������������.

���� ������ ������������ ���������������������� �� ���������������������� ������������, �������� ������������ ���� �������������������� ������ ��������. ���������� �������� �� ���������� ���������� ���������������� ������������.

������������������ ������ ���� �������������������������� ���� �������������������� �� ������������������ �������������� ��������������, ���� �������������� ������ ���������������� ���������������������� ���� �� ��������, ���� �� ������������

�������� ���� ������������������ �������� ���������������� ���������������� �������������� �������� �� ������, ���� �� ������������ ������������ ������, ���� ������ ������������, ������������ �������������������� ������������ �������������� �� ����������. ���� ���������������������������� ����������������, ������ ������ ������������ ������������������ �������� ���������������� ������������ �������������������� �� ��������������.

������������ ������������ �������� ���������� ���������������� �� ���������� ������������ ������ �� �������� ���� ������������ ������������ �� ������������ ������������������ ���������� �������������������� �������� �� ������ ���������������������� ������������.

������ ������������ ������������ �������������������� ������ ��������, ���� ���������� ������������������ ������ ���������������� �� �������� ������������ �� ������������. �������� �������� ���������������� ������ ��������-���� ������������, ���� �������������� ������������ ������������������������ ��������.

���� �� ������ ������ ���� ������ ��������������������.

�������������� �� ���������������� �� ������������������, ���� ������������ ��������, �������� ���������������� ���������� �������������������� �������������� “�� ������������������ ����������������”. ������������ ���������������� �������� ���������������� �������������� ������������ ������������������ �� ����������.

������ ���������������� �������������������������� ���������� ���������������� ���� ���������� �������������������� �������� ����������������, ������ ������������������������ – ��������������������.

���� �� ������������������ ������������ ���������� �� ���������� �������� ������������ ������������������ ����������������������, �� ���������� ���������������� ���� ������������ ��������������.

������ �������������� ������������ �������������� ����������, �� ���� �������������������� �������������������� ������������. ���������������������� ���������������� ������ ������������ ������������ ������������������������ ��������������. ���� �������� ������������������������ ����������������.

�������� ��������������, ���������������� ���� ������������ �������� ���� �������� ������ �� �������� ������, ���������� �� ��������������. �� ������ ���������������� �� ������������������ ���������� ���� ��������������, ������������������������ ����������.

������������ ������ �� ���������� �������������� ���������������������� ��������, ������ �������� ������ ���� ���������� ������������������ �������������������� ��������, ���� �� ������ “������������ ��������, ������������������������������ ���������������������������������� ���� �������������������������������� ������������������������������ �� ���������������������������� ������������������������”. �� �������� ���� ���������� ������������������ �������������� �������� “��������������”, ���� �������������� ������������������ �������������� ����������������.

������������ ���������������� �������� �������������������������� �������������� ������ ������������������ ������������������ ������ ��������������.

���� ������������ �������������������� ��������, ���������� “���� ������ ��������” ���������� �� ������������������������ �� �������������� �������������������������� �������������������� ��������������������, �������������� ������������������������������ �� ������������ ������������ �������������� ������������������ ����������

�������� ������������ ���������� ���� �������������������� �������� ����, �������������� �������������������������� ���� �������������������� �� ������������������ �������������� ��������������, �������������� �������������� ������ ��������������.

���� ���� ������������, �������������������� �������������� �������������������� ������������ ������ �������� ���� ������ ��������.

���������������� ���������������� ���� ���������������������� ���������� �������������������� �������� ������������, ������ ������ ������������������������ ��������������.

������ ������ ������������ �� �������� ���������� ������������������ ������. ������������������������ ������������ ������������ ����������������, ������ �� ������ �������� ������ �������������� ������ �������������������� ���������� ��������������.

�������������������������� ������������ �������� ��������������������, ������ �������������� �������������������������� ���������������� ������������.

���������������������������� ���� ������������ �������������� ���� ������������ �������������� “���������������������������� ��������������������������”, ���������� ������������������ �������� �� ��������.

���������������� ������ �� ���������� �������������� ��������������, ������ ������������������ ������������ �������������� ���������������� ������������������ ������ ���������� ������������������, ������ �� ��������������. �� ������ ������������������ ������ �� �������� ������������������.

�� ���������������� ���������������� ������������������ �� ������������ ��������������. �� ������ ��������������, ������ ���� �������� ������������������ ���� ������������������ ����������, ���������������������������� ���������������� ������������������ “�������������������� ���������������������� �������� ��������������”.

�� ���� ����������, �������� �������� �� ������������������������������ ������ �������������� ������������������������.

���� ���� ���������� ������������������ �� �� ���������������� ��������������. �� ������ ����������������������, ������ �������� ������������������, ����������, ������ �� �� ������ ������������������ ��������������. ������������������ ���������������������� ���� ���������� ������������ ������ �� ������������ �������������������� �������� (N 10 ���� 27������ 1998 ��������).

������������ ������������������������������ ������������ ���������� ���� “��������������” ������������������������ �������������������� ���������� ����������.

������������ ��������������������: ���� ���������������������� ������������������ ���� ���������������������� ���������� �������������������� �������������� �������������������� ���������������� �� �������������������� ���������������������� ������������������������������ ���������������� ������������������ �������������� �� ������, �������������������� �� ������ ���� ������������������ (���������� ������ ��������������) ���������������� ���������� ���������� ������������������������������ ������������������ ��������������.

������ “��������������” �������������� �������� ������������������������������ ������������ ����������. ��������: iStock

������������������ ������ ��������������, ������ ���� �������������������� ������������������������ ������������������������������ �������������� ������������ �������� �� ������������, �������������� ���������������������� ���������������� ������ ��������, ���� ������������ �������� ������������ �� ������������������������. �� �� ���������� �������� ������ ������������ ������������ �� ��������. �������� ���������������� ������������������ ������ ������������������ �������������� �������� �� ���������������� �� ���� ����������������������, �������� ������ ���� �������������������� ������ ��������. ��������������, ������������ ������ ���������������������� ������ ���� ����������������, ������. �������� �������� ������������ ����������, �� �������� �������� ���������������������� ������ ���������� ������������������������. ������������ �������� ������������ ���������� – ������ ������������������.

������������������ ������ ������������ �������������������� ������������������ �������������������������������� ���������� ������ �������������������� ��������������, ���������������������� ���������� �������������������� �������� ���� �������� ������������, ���������� ������������ �������� ��, ����������������������������, ������ ���������������������� ������������������ �� ���������������� �������������� ��������������, �������������� ���� ��������������������, ������������ �������������� ��������������������������, ���� �������� ���������������� �������������� ���������� ������������ ����������������������������. �� ������������������ ������ �������������������� – ���� �������� ���� �������� �������������������������� �������������� �������� ���� ��������������������. �� ������������ ���������� ������ �������������������� ������������������������������. ������������������ �� ���������� ���������������� ����������������������. ������ ���������� �������������������� ��������: ������������ �������� – ���������� ������������ �������� ������������ ������ �� ������������ �� ��������. ������������ ������ – ���� ������������ ��������.

�������������� �� ���������� ���� 12 ���������� �� ����������, ���������������� �� ��������������-������ �������� �� ����������, ���� ������ ������������, �� ������ ���������� – ������ ������ ������������������������ ������������ ����������.

������������ ������ ���������� �� ������������������������ �� �������������� �������������������������� �������������������� ��������������������, �������������� ������������������������������ �� ������������ ������������ �������������� �������������������� ��������. ��������������, ������ �������������������� �������������� ������, ���������������� �������� ���� ������ ��������, ���������������������������������� �� �������� ������������ �������������� ��������������, ������ �������������� ������ �������� ������������������ ��������������������.

���������� �������� ��������������������, ������ �������������� ������������ ���� ������������������������ ������������������ ��������������, �� �������������� �������� ���������������� ������������������������ ����������������. ������������ �������������� �������� ���������������� ������ �������������������� ������ ���������������� �� ���������������� ������������?

������ ����������, ������ �������� �������� ���������������������������� �� ���������������������� ������ �������� ������������ ������ ����������������������.

Источник: https://rg.ru/2019/02/11/verhovnyj-sud-raziasnil-poriadok-prozhivaniia-detej-razvedennyh-roditelej.html

Чем чревата совместная жизнь родителей и взрослых детей? Рассказывает врач-психиатр

Проживание детей с родителями

Совместная жизнь повзрослевших детей и их родителей вот уже несколько лет называется в СМИ новой социальной нормой во всем мире. Ведущий психиатр и психотерапевт нашей клиники Екатерина Шурова рассказывает, так ли безопасно такое сожительство, к каким последствиям может привести и как себя правильно вести, если вы поневоле попали в такую ситуацию.

Как жизнь с родителями влияет на психологическую зрелость и инфантилизм?

Психологическая зрелость − «взрослость» − подразумевает автономию: «Я умею сам о себе заботиться. Я принимаю решения о своей жизни. Я несу ответственность за эти решения».

Поэтому вопрос об инфантильности совершеннолетних, живущих с родителями, зависит от того, как построены отношения между ними.

Модель здорового проживания вместе

Самостоятельность, «взрослость» и защита самоуважения возможны только при отношениях, построенных на принципах равенства: когда и взрослый ребенок, и его родители уважают друг друга, прислушиваются каждый к собственным потребностям и удовлетворяют их, предлагают и предоставляют помощь только по явному запросу, доверяют друг другу и воспринимают друг друга как отдельных, взрослых личностей.

Нездоровые модели

К сожалению, в наших реалиях гораздо чаще сохраняются детско-родительские отношения: ребенок остается с родными добровольно, или не съезжает из-за нехватки материальных средств, страха перед сложной самостоятельной жизнью.

По опросу фонда “Общественное мнение” за 2020 год, каждый 10-й россиянин старше 18 лет живет вместе с родителями.

Источник: Яндекс-картинки

В первом случае ребенок сам передает ответственность за свою жизнь родителям, ведь ему так удобно – о нем заботятся, его обеспечивают, а все ошибки и ответственность за них сваливаются на родителей.

Но родители тоже получают свою выгоду – они чувствуют свою важность и авторитет. Ребенок так и остается ребенком, не имея возможности стать взрослой личностью, но обе стороны не конфликтуют – всех все устраивает.

А вот вынужденное совместное проживание почти всегда ведет к затяжным конфликтам и психологическому дискомфорту у обеих сторон.

Драматизм ситуации в том, что ребенок уже является – и, что немаловажно − ощущает себя зрелой, взрослой личностью, а родители этого не принимают – для них он все еще их маленький несмышленыш 5-7 лет, которому нужна опека, помощь, советы и наставления. И при попытках отказа ребенка «играть» эту роль родители весьма агрессивно пытаются «прогнуть» ребенка под удобную себе форму поведения.

“Не могу создать семью” – социальные последствия совместной жизни с родителями

Но инфантилизм и ссоры с близкими людьми – далеко не все проблемы совместного проживания детей с родителями. Страдает и социальная сфера – ребенок большую часть времени общается с близкими людьми, в привычной для него среде. У него меньше причин и возможностей сталкиваться с новыми людьми, получать навыки социального общения и построения самостоятельных отношений.

История из врачебной практики: Мужчина 37 лет приходит на прием вместе с мамой. Первые полчаса консультации говорит только мать – она отвечает на все вопросы, заданные сыну. Когда я, психотерапевт, прошу ее выйти из кабинета, она отказывается: «Как же я выйду? Он же ничего не сможет рассказать! Давайте лучше я вам все расскажу!». При этом инициатором приема была сама мать, ее запрос: «Научите моего сына ответственности, ему уже пора создавать семью!».

А к этому нередко прибавляется и ревнивое, пугливое нежелание родителей делить ребенка с кем-то.

История из врачебной практики: Женщине 50 лет, прожила всю жизнь с мамой. Много раз пыталась создать семью, но все заканчивалось одинаково: приводила будущего мужа знакомиться с мамой, а та высказывала свою критику – «Он некрасивый. Он не сможет обеспечить. Он будет к тебе плохо относиться. Он много пьет». Дочь в свои 50 все еще одна и не имеет детей, страдает, но не может принять самостоятельное решение по выбору мужчины, боится взять на себя ответственность. А мать довольна, она видит и объясняет ситуацию иначе – она лишь «открывала дочке глаза» на недостойных ее мужчин, смогла уберечь и не позволила сломать себе жизнь неудачным замужеством. Но при дальнейшем разговоре мы понимаем, что мама переживает не за дочь, а за себя – она просто боится остаться одна.

С какого возраста лучше начинать жить отдельно?

Идеальный возраст ухода из “родительского гнезда” – 18 лет. Школа и подростковый период заканчиваются, ребенок становится совершеннолетним и начинает по закону нести за себя полную ответственность.

18 лет – идеальный возраст для самостоятельности

Но вопрос спорный и ситуативный. Например, в нашей стране отделение с 18 лет – редкость, потому что жить автономно от родителей крайне сложно из-за квартирного вопроса, материальных проблем.

А вот за рубежом это обыденная практика – после 18 лет ребенок съезжает на съемную жилплощадь или получает ее от родителей, учится или работает, начинает сам оплачивать проживание, счета и еду, ведет личный бюджет.

Помощь возможна только с квартирой и оплатой за учебу, или в экстренных случаях.

Гиперопека – как родители манипулируют взрослыми детьми?

К сожалению, при вынужденном совместном проживании родительский контроль усиливается, переходя в гиперопеку.

Чаще этим страдают матери. В психотерапии есть понятие «Материнского запрета на сепарацию»: если тот же отец зачастую спокойно относится к взрослению ребенка, то мать категорически против этого отделения. Источник: Яндекс-картинки

Родители с синдромом гиперопеки стремятся контролировать повзрослевшего ребенка во всем, а при попытке отделиться – используют манипуляции:

· Играют на чувстве вины, страха, неуверенности в себе:

«Я для тебя все сделала, а ты…»,«Да у тебя без меня ничего не получится, все, что у тебя есть – благодаря мне»,«Да посмотри на себя – кто тебя возьмет на работу/разве ты сможешь себя обеспечивать/кто захочет на тебе жениться/брать замуж?».

История из врачебной практики: Женщине 37 лет, живет с мамой. Она собирается пойти на свидание с мужчиной, и говорит об этом матери. Та в ответ требует, чтобы дочь сидела с ней, и приводит аргументы: «Куда ты пойдешь? Посмотри на себя – тебе 37, ты толстая, кому ты такая нужна?».

Самооценка дочери падает ниже, она соглашается с мамой и остается дома.

· Давят на жалость:

симулируют симптомы опасных болезней, требуют постоянно быть рядом и ухаживать за собой, перекидывают на ребенка бытовые обязанности (например, убирать в доме или ездить на дачу). Им редко нужна реальная помощь – дело скорее в желании чувствовать близость с ребенком, привязать его к себе любыми способами.

Если мама “хватается за сердце” при каждом вашем уходе из дома для отдыха или свиданий со второй половинкой – возможно, речь не о сердечно-сосудистом заболевании, а о притворстве или психосоматике. И в этой ситуации нужен не ваш неотрывный уход, а серьезный разговор. Источник: Яндекс-картинки

· Продумать «побег».

Вы должны не просто хотеть отделения, но и готовиться к нему, реализовать. Поставьте перед собой цель – «съехать от родителей». Обозначьте сроки и конкретные шаги: например, поиск работы и места жительства, обучение или повышение профессиональных навыков для повышения зарплаты.

· Разделить домашние обязанности.

Мягко обсудите и четко распределите бытовые обязанности: кто выносит мусор, кто готовит еду, кто ходит за покупками?

· Защищать личное пространство.

Пожилым родителям практически невозможно донести мысль о личном пространстве. Поэтому вместо ссор и упреков лучше переходить к конкретным действиям: поставить замок на комнату, всегда запирать ее для уединения, и не оставлять открытой при уходе из дома – чтоб не дать возможность «заботливой маме» навести там свой порядок и не спровоцировать ссору.

· Учиться останавливать.

Вместо привычных ссор попробуйте спокойно проговаривать то, что чувствуете и хотите донести: «Мам, остановись, я сейчас не готова это делать/говорить об этом», «Мама, ты пытаешься меня контролировать, а ведь я уже взрослый, мне #лет, посмотри на меня». Пожилым родителям придется повторять эти фразы довольно часто, но со временем они запомнят.

· Проговаривать чувства.

При манипуляциях, требованиях и непрошеных советах попробуйте проговаривать вслух то, что чувствуете – «Я-языком», без перехода на личности родных: «Я чувствую давление, боль, страх, не надо так со мной». Вы также можете предложить альтернативу – спокойно подумать вместе о том, как еще можно поступить в данной ситуации.

· Вести социально активный образ жизни.

Старайтесь сокращать контакты с родителями – проводить больше времени вне дома, искать близких и друзей, уделять больше времени работе и хобби, отношениям со второй половинкой.

· Учиться брать на себя личные заботы.

Довольно сложно добиться равного и уважительного отношения, когда у родителей есть очевидные поводы для манипуляций и возмущения: например, если они часто решают созданные вами финансовые проблемы, регулярно помогают в поиске работы, опекают вас в быту. Здоровое отделение от родителей возможно только при честном принятии на себя ответственности за свою жизнь.

Другие статьи по теме:Как не вырастить инфантильную личностьДисфункциональная семьи и ошибки воспитания

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e5e195e23f6716bacbc570a/chem-chrevata-sovmestnaia-jizn-roditelei-i-vzroslyh-detei-rasskazyvaet-vrachpsihiatr-5f7efc6e1e2da6289ef94d03

В каком возрасте нужно ребенка отпускать? до скольки лет можно жить с родителями?

Проживание детей с родителями

Ребёнка нужно готовить к самостоятельной жизни

Почему так важно вовремя отпустить ребёнка и как к этому подготовиться — рассказывает Нина Зверева, бизнес-тренер, лайф-коуч и автор книги «Вы и Ваша мама. Книга о том, как всё наладить».

В 21 год птенец должен покинуть гнездо

Моя мама всегда говорила, что есть такое золотое правило — жить отдельно. Как бы вы ни любили друг друга. Потому что в конечном итоге совместное проживание выросших детей с родителями приводит к проблемам. Даже если поначалу кажется, что всем хорошо.

Родителям хорошо, потому что они чувствуют себя нужными и получают заботу от детей. А детям — потому что жить с родителями гораздо дешевле, привычней и в целом комфортней.

Отчётливо помню, как мне не хватало налаженного быта, вкусных котлет, душевных разговоров и папиной музыки, когда мы с мужем всё-таки уехали от моих родителей.

Другой вопрос — к чему приведёт такой симбиоз двух систем в будущем? Обычно ни к чему не приводит.

Потому что всё нормально только в моменте. Как ребёнок, который ухаживает за родителями, живёт с ними, выстроит свою жизнь, когда их не станет? Или как родители будут жить дальше, если их ребёнок через много лет всё же решит уйти?

Раздельная жизнь — это не про то, что кто-то кому-то мешает. Раздельная жизнь — это совсем другой статус. Ты берёшь на себя ответственность за свою жизнь, за свою семью, за своё гнездо.

Птицы должны вовремя вить гнёзда, вставать на крыло. Так же и люди должны вовремя покидать родительский дом.

Да, выросшему ребёнку придётся лишить себя каких-то радостей этого родительского дома, но это разумная плата за взросление, за обретение своей собственной жизни.

Если говорить конкретно про возраст, то я считаю, что в 21-22 года ребёнок уже должен жить самостоятельно или очень стремиться к этому. Конечно, тут многое зависит от обстоятельств и финансов, но я уверена, что безвыходных ситуаций не бывает.

В этом возрасте дети уже должны понимать, что квартира — это затраты, что нужно уметь готовить, стирать, убирать, принимать друзей. Мама не будет вечно гладить рубашки, выметать мусор из-под твоей кровати. Это неправильно — использовать маму в качестве домработницы, даже если кажется, что она не против.

Потом никакой партнёр не сможет дать человеку тот уровень комфорта, который обеспечивают ему родители. Сравнение с мамой или папой убъёт любую любовь, и ребёнок опять вернётся в свою детскую комнату, так и не став на самом деле взрослым.

Я знаю истории, когда маме настолько хорошо с сыном, а сыну с мамой, что никакой женщине в этих отношениях просто нет места.

Сначала родители помогают ребёнку, потом — наоборот

Есть другая крайность, когда выросшего ребёнка фактически выставляют с чемоданами из дома. Типа «мы тебя вырастили, а дальше — не наше дело, живи сам». Это неправильно и довольно жестоко.

Ребёнка нужно готовить к самостоятельной жизни. Он с детства должен понимать эту логику — что вот сейчас ты ребёнок, о тебе все заботятся, но придёт время, ты станешь взрослым и уйдёшь строить свою собственную жизнь. Чтобы выход из родительской семьи был не стрессом, а естественным и ожидаемым событием.

Ребёнок должен понимать, что он не останется один на один со взрослой реальностью, родители будут помогать ему по мере сил — деньгами, жильём, советами. Но только помогать, а не жить за него.

Потом придёт время и уже ребёнок станет помогать постаревшим родителям, заботиться о них. Это и называется логикой жизни.

Если дети оказались не готовы к трудностям, то это вина родителей, это они не подготовили детей. Если дети не готовы брать на себя заботу о постаревших родителях — это тоже вина родителей, которые не объяснили, что такое настоящие ценности и чувство долга.

Ребёнок имеет право на часть квартиры родителей

Это ключевой момент: прежде чем выгонять ребёнка из гнезда, родители обязаны обеспечить его жильём — квартирой, комнатой, деньгами на съём. В общем, как-то закрыть этот вопрос.

Для меня дико, что многие родители этого не понимают и не делают. Ребёнок имеет полное право на часть родительской жилплощади, это и его квартира тоже. Поэтому вот так брать и выселять ребёнка на мороз, а самим продолжать спокойно жить в своей квартире — неправильно.

Понятно, что ситуации разные: кто-то сразу купит отдельную квартиру, кто-то разменяет оставшуюся от бабушки двушку, кто-то поможет с первым взносом на ипотеку, а кто-то будет помогать оплачивать съёмную комнату.

В любом случае родители должны задуматься над тем, куда выселять ребёнка, задолго до его совершеннолетия.

Моя старшая дочка вышла замуж в 18 лет и ушла вместе с мальчиком жить на съёмную квартиру. Мы помогали — купили холодильник, машину, оплачивали часть аренды. А как иначе?

Вторая дочка в 19 лет уехала в Америку, а когда вернулась, мы разменяли свою квартиру. Она сразу вышла замуж, родила детей, потом продала жильё и снова уехала в Америку. Мои дети сейчас абсолютно состоявшиеся, самостоятельные люди, но на начальном этапе им нужна была наша помощь.

Живёте вместе — соблюдайте технику безопасности..

Я не верю, что бывают настолько безвыходные ситуации и взрослые люди не могут разъехаться. Уйти можно всегда. Снимите квартиру, комнату, наймите сиделку, если это нужно пожилым родителям, отдайте ребёнка в садик, найдите няню. Возьмите материальную сторону под свой контроль. И сделайте всё, чтобы не жить вместе с родителями. Это сохранит ваши отношения.

Если вы всё-таки вынуждены жить вместе, даже какое-то непродолжительное время, важно помнить про технику безопасности и уважительно относиться к своим и чужим границам.

Единая жилплощадь не предполагает вторжения в личное пространство в любую секунду.

В дверь обязательно нужно стучать, о правилах надо договариваться. Продукты должны быть у каждого свои, даже если у вас один холодильник на всех. Потому что молодой семье нужно быть самостоятельной во всех аспектах — и в бытовом, и в финансовом. Это касается любой молодой семьи, даже если в ней пока нет детей.

А если родился малыш, то молодым родителям важно стать для него главными взрослыми, несмотря на кружащих рядом опытных бабушек. Старшие родственники должны уважать новоиспечённых маму и папу, выполнять их просьбы и учитывать их методы воспитания. Они должны понимать, что их внука будут воспитывать по-другому, не так, как они воспитывали своих детей.

…и заранее договоритесь о финансах

Денежный вопрос тоже лучше решать на берегу. Проще всего договориться прямо в цифрах. Потому что обычно родители склонны преувеличивать своё влияние, материальное в том числе. Надо прямо сесть, посчитать и выделить определёную сумму, если у детей есть финансовые сложности.

Дайте дочке 10 тысяч в месяц — и она сама купит себе продукты, сама сварит еду себе и своему ребёнку. Это гораздо лучше, чем каждый день упрекать, что вы её содержите.

И вообще, родителям полезно помнить, что их когда-то будут содержать дети, просто всему свой срок.

И здорово, если мы сейчас можем им помогать. Только делать это стоит из состояния радости и любви, без упрёков и не навязывая свою помощь.

Дружите с детьми и уважайте их желания

Плохо, когда у детей главной ценностью становится родительский дом. Дружба должна быть главной ценностью, а жить нужно отдельно. Моя мама говорила, что это правило без исключений.

На Новый год мы все будем вместе, в одном доме, нам будет весело и прекрасно. Но основную свою жизнь нужно уметь жить отдельно. Общение — это праздник, но это не может быть жизнью.

Мы растим детей, чтобы они были счастливы.

Для этого они должны быть самостоятельными, уметь вести свою собственную жизнь и организовывать свою собственную семью. Мы к этому их готовим, и сами к этому тоже готовимся.

Рассказываем им, пока они ещё маленькие, как распоряжаться деньгами, как готовить борщ, что такое личное пространство. Важно видеть в ребёнке личность и уважать его желания.

Начиная с цвета обоев в детской и заканчивая выбором профессии.

Люди сейчас абсолютно другие — у них другие разговоры, другое кино, словечки, образование. Английский язык они знают лучше, чем их родители, они иначе видят реальность, у них другие авторитеты. Они очень многое умеют лучше нас.

Всё это важно помнить и учитывать. Уважение и интерес — вот основа дружбы между родителями и выросшими детьми.

Источник: deti.mail

Источник: https://kurer-sreda.ru/2020/12/12/632643-v-kakom-vozraste-nuzhno-rebenka-otpuskat-do-skolki-let-mozhno-zhit-s-roditelyami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.