Закон о недостоверности информации

���� ����������������, ���������� ���������� ������������������ ������������������ ������������������������������ ���� ����������

Закон о недостоверности информации

������������������ ������ ������������ �� ���������� ������������ ������������ ���������������� ���������������� ���������������� ����������������������������, ������ �������������� ���������������� ���������� ���������������� �� ������������������ ������������������������������ ���� ������������������������������ ������������ ��������������������. ���������������������������� ������������: �������������� ������������ ��������������������, ������ ������������������ ��������. ������ �������� ������ ������������ ���������������� �� ������ ���������� ���������������� ������������ �������������������� ���������� ����������������������: WhatsApp, Viber �� ������������.

��������: iStock

“�������������������� ���������� �� ��������, �� ������������������, ���� ���������� ���������������� ������ ���� ���������������� ������������ �������������������������� ������������������, ���������������������� ������������ ��������������������, �������������������� ���� ���������� ������ ������������ ���������� (�� ������ ���������� ������ �������������������� ������������), ���������� �������� ������������������������������ ���� ������������ 207.1 ������ 207.2 ���� ���� ������������ �� ��������������, ���������� ����������������������, ������ �������� ���������������������� �� ������������ ��������������, ������������������, ������ ���������������������� ���� ������ ���������� ���������������������� �������������������� ���������������� ������������, �� ���������� �������� �������������� ������ �������������������� ���� ���������������� ������������ ������”, – �������������� ������������������ ������ ������������.

������ ���������������������������� �� ������������������, ������ ���������������� ������������ ����������������������, �� ������ ���������� ���� ������������������������������ ������������������������������ ���� �������������������� ���� ���������� ���������������������������� ���������������� (COVID-19), �������������� ���������������� ���������� ����������������, �������������� �������������������� ���� �������������������������� �������������������������������� �� �� ������ �������������������� �������� ���������������� ����������������������������������.

���������� ���� ������������������������ �������������� ���������������������� ������������������������������ ���� ������������ 207.1 ������ 207.2 ���� ���� ���������������� ������������������������������ ���������������� ������������ �������������������� ������ ���������� ����������������������.

“�� ���������������� ������������ �������������������� �������� ���������������������� ���������� ����������������������������������, ����������������, ����������, �������������� ���� ������������������ (������������ ���� ������������������������ ������������������, ������������������������ ������������������ ������ �� ������������) �������������������������� �������������������� ��������������������, ���������� �� ������������������������ �������� �������������������� �� ��������������, �������������� ������������������ �� ������������ ����������������. ������ �������� ������������������������������ ������������ �������������������� �������������� �������������������� ������������������, �������� ������ �������������������� ������������ ������ ������������������������������ ���������� ������ �� ���������������� �� ���������� ������������������ ������ ������ ����������”, – �������������������� �� ������������ ���������������� ����������������.

“������������ �� �������������� ���������������� ���������������������� ������������������������������ �������������������� ������������ ���������������������� ������������ �� ������������ ����������, ��������������, �������������������� �� ������������ ��������������������������, – ���������������� ������������������ ������.

– ������ �������� �������������� ������������������, ������ ������������������ ���������������� ������������������������������ ���������������� ������������ �������������������� ���������� ���������������������� �� �������������������������� ������ ���������� �������������� ���������������� ��������������������, ��������������������������-���������������������������������������� ����������, �� ������ ���������� ������������������������ (WhatsApp, Viber �� ������������), �� ���������������� ���������������� ���������������������� ������������������ ������������������ ������������������ ����������, ������������������������������ ���������� �������������������� ���������� ���������������������� ���� ����������������, ��������������, ������������������������������ ����������������, ���������������������� ����������������”.

Источник: https://rg.ru/2020/04/30/vs-obiasnil-kogda-mozhet-nastupat-ugolovnaia-otvetstvennost-za-fejki.html

Новое наказание за распространение фейков

Закон о недостоверности информации

Хохолков Михаил Владимирович
Ведущий юрист

С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Эти изменения обусловлены ситуацией, связанной с коронавирусной пандемией и повышенными мерами безопасности.

Михаил Хохолков, ведущий юрист INTELLECT, рассказывает о новых видах ответственности за публикацию недостоверной информации.

Административная ответственность за распространение информации

Внесены изменения в статью 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации».

1. Согласно новой части 101 статьи 13.

15 КоАП, ответственность наступает за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Ответственность по данной норме предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 млн рублей до 3 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

2. Частью 102 статьи 13.

15 КоАП введена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Наказание – административный штраф для юридических лиц в размере от 3 млн до 5 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Субъектами данных административных правонарушений (части 101 и 102 статьи 13.15 КоАП) могут быть только юридические лица.

3. Частью 11 статьи 13.15 КоАП в новой редакции предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 101 или 102 указанной статьи КоАП.

Процедура привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 10-11 статьи 13.15 КоАП, составляют должностные лица органов внутренних дел и Роскомнадзора.

Для квалификации административного правонарушения по частям 9-11 статьи 13.15 КоАП распространяемая информация должна:

  • быть общественно значимой (носить публичный характер);
  • быть заведомо недостоверной, но выдаваемой за достоверную (лицо должно осознавать, что оно распространяет именно недостоверную информацию под видом достоверной);
  • создавать реальную и осуществимую угрозу:• причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, нанесения вреда имуществу;• массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности;• создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в части 101 статьи 13.15 КоАП признаются:

• чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
• чрезвычайные экологические ситуации (в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения).

Поступившая в органы внутренних дел сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, принимаются и регистрируются в соответствии с предписаниями Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. №736.

В ходе рассмотрения заявлений (сообщений) о правонарушениях, предусмотренных частями 101, 102, 11 статьи 13.15 КоАП устанавливаются:

  • факт распространения в средствах массовой информации или Интернете сведений, составляющих объективную сторону указанного правонарушения (по частям 101, 102, 11 статьи 13.15 КоАП);
  • несоответствие распространяемой информации официальным данным – путем ее сопоставления со сведениями компетентных источников, в том числе посредством запроса при необходимости информации в уполномоченных органах (организациях);
  • причинно-следственная связь действия с наступлением общественно-вредных последствий;
  • отсутствие (наличие) признаков составов преступлений, предусмотренных УК;
  • лицо, совершившее правонарушение;
  • при необходимости – свидетели, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Кроме того, осуществляется сбор иных доказательств по делу об административном правонарушении: фото- и киносъемка, аудио- и видеозапись и др.

При поступлении в орган внутренних дел сообщения/заявления о распространении под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения, а также при непосредственном выявлении указанных признаков правонарушения источник распространения этой информации устанавливается через оперативное подразделение территориального органа МВД России, на которое возложены функции мониторинга ресурсов Интернета (например, подразделения по противодействию экстремизму, подразделения специальных технических мероприятий).

О возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9-11 статьи 13.

15 КоАП, в течение 24 часов (в письменном виде) уведомляются органы прокуратуры (по месту составления протокола об административном правонарушении) с направлением им соответствующих материалов, необходимых для принятия мер по удалению запрещенной информации.

(Генеральный прокурор РФ и его заместители наделены полномочием обратиться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, ее распространяющим, если информация не была удалена.).

Не забывайте и о том, что привлечение СМИ к ответственности за злоупотребление свободой массовой информации в течение года более двух раз является основанием для аннулирования регистрации СМИ. Также продолжают действовать нормы о блокировке сайтов (подробнее о процедуре блокировки читайте в материале «Коронавирус и закон о фейках»).

Уголовная ответственность за распространение информации

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. №100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 207.1, 207.2.

1. Статьей 207.1 УК РФ устанавливается ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности граждан и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Наказание – штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 3 лет.

Примечание.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, в настоящей статье признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

2. Частью 1 статьи 207.2 УК РФ предусмотрена ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее причинение вреда здоровью человека.

Такое действие наказывается штрафом в размере от 700 тысяч до 1,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2 статьи 207.2 УК РФ – те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Наказание – штраф в размере от 1,5 млн до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Квалификация новых составов «информационной» уголовной ответственности

Объект преступлений новых составов – общественная безопасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности».

Принимая во внимание, что изменения в статью 20 УК не вносятся, субъект преступлений, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 207.1 Уголовного кодекса РФ. С объективной стороны, преступление, предусмотренное статьей 207.1 УК, выражается в действиях в виде публичного распространения под видом достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Данное преступление признается оконченным с момента публичного распространения информации. Под публичным следует понимать обращение к другим лицам с целью вызвать их реакцию. Форма распространения значения не имеет. Она может быть устной, письменной, опубликованной в информационно-коммуникационных сетях, в том числе в Интернете, в СМИ.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.1 УК, характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что сообщает ложную информацию о вышеуказанных обстоятельствах и что это сообщение может вызвать панику, страх, беспокойство, нарушит общественную безопасность, и желает так действовать. Мотив преступления может быть различным и на квалификацию не влияет.

Вместе с тем, если лицо добросовестно заблуждается, полагает, что его информация соответствует действительности, то ответственность исключается.

Статья 207.2 Уголовного кодекса РФ. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 207.

2 УК, состоит в публичном распространении в виде достоверных сведений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, повлекшее причинение вреда здоровью человека (часть первая) либо смерть или иные тяжкие последствия (часть вторая).

Квалификация деяний по указанной норме возможна только при наличии прямой причинной связи между распространением данной информации и наступившими последствиями. При ненаступлении указанных последствий в отношении правонарушителя может быть применена статья 207.1 УК.

Квалифицированным видом данного преступления согласно части второй статьи 207.2 УК является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями следует понимать нарушение работы организации, предприятия, учреждения, связанное с длительным прекращением работы, и т.д.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом по отношению к распространению ложной информации и неосторожностью по отношению к наступившим последствиям.

Подследственность. Преступления, предусмотренные статьями 207.1 и 207.2 УК, в соответствии с изменениями статьи 151 УПК отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

При поступлении в органы внутренних дел сообщений, содержащих признаки деяний, предусмотренных статьями 207.1 и 207.2 УК, необходимо незамедлительно принять решение в соответствии со статьями 144 и 145 УПК о направлении материалов по подследственности в соответствующее подразделение Следственного комитета РФ.

Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/novoe_nakazanie_za_rasprostranenie_feykov/

Законы о недостоверных новостях и защите госсимволов вступили в силу

Закон о недостоверности информации

МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. Два закона – о блокировке недостоверных новостей, а также размещаемых в интернете материалов, которые оскорбляют общество, государственные символы и институты власти РФ, вступили в пятницу в силу. Госдума приняла эти законы 7 марта, Совет Федерации одобрил их 13 марта, а 18 марта их подписал президент России Владимир Путин.

Закон, предусматривающий блокировку недостоверных и искажающих факты (фейковых) новостей, дополняет перечень информации, доступ к которой может быть ограничен по требованию генерального прокурора или его заместителей.

Вводится запрет на “распространение в информационно-телекоммуникационных сетях недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи”.

В случае обнаружения подобных сведений на интернет-ресурсах, зарегистрированных в соответствии с российским законом “О СМИ” в качестве сетевых изданий, генеральный прокурор или его заместители будут обращаться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к соответствующим сайтам.

Роскомнадзор должен будет незамедлительно уведомить редакцию сетевого издания, нарушающего законодательство, о необходимости удаления недостоверной информации, а издание будет обязано незамедлительно удалить такие материалы. Если редакция не предпримет необходимые действия, Роскомнадзор направит операторам связи “требование о принятии мер по ограничению доступа к сетевому изданию”.

Если владелец сайта удалит распространяемую им недостоверную информацию, он сможет уведомить об этом Роскомнадзор, который “после проведения проверки достоверности этого уведомления” незамедлительно сообщит оператору связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.

О защите госсимволов

По второму закону – о борьбе с оскорблением госсимволов и госинститутов – будет блокироваться информация, “выражающая в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ”.

При обнаружении указанных сведений в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе интернете, генеральный прокурор или его заместители будут обращаться в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению такой информации, а в случае, если она не будет удалена, – по ограничению доступа к ресурсам, распространяющим ее.

Роскомнадзор должен будет послать провайдеру хостинга уведомление с требованием принять меры по удалению соответствующей информации, зафиксировав дату и время отправки такого уведомления. Провайдер же будет обязан немедленно сообщить владельцу ресурса о необходимости удалить противоправные материалы.

Если владелец не сделает этого в течение суток, провайдер должен будет заблокировать сайт. В случае бездействия провайдера ограничение доступа будет производиться на уровне оператора связи.

Если владелец сайта удалит недостоверную информацию, он должен будет уведомить об этом Роскомнадзор, который “после проведения проверки достоверности этого уведомления” незамедлительно сообщит оператору связи о возобновлении доступа к ресурсу.

Штрафы

Вводятся штрафы за распространение фейковых новостей (ст. 13.15 КоАП): для граждан – 30-100 тыс. рублей, для должностных лиц – 60-200 тыс. рублей, для юридических лиц – в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей с возможной конфискацией “предмета административного правонарушения”.

Если же распространение недостоверных сведений приведет к помехам функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, промышленности, то штрафные санкции для граждан составят от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 тыс. до 600 тыс. рублей, для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей с возможной конфискацией предмета правонарушения.

Если же из-за ложных данных погибнет человек, произойдет массовое нарушение общественного порядка или безопасности, прекратят свою работу объекты транспортной или социальной инфраструктуры, промышленности, то штраф для граждан – от 300 тыс. до 400 тыс. рублей, для должностных лиц – от 600 тыс. до 900 тыс. рублей, для юридических лиц – от 1 млн до 1,5 млн рублей.

Также вводятся штрафные санкции за оскорбление госсимволов (ст. 20.1 КоАП). Первый раз штраф может составить 30-100 тыс. рублей. При повторном нарушении его размер возрастет до 100-200 тыс. рублей, а если правонарушение совершается более двух раз, то нарушителю грозит штраф в размере 200-300 тыс. рублей либо административный арест до 15 суток.

Контроль за применением

В Союзе журналистов России пообещали следить за применением законов. “Союз журналистов России будет внимательно следить за правоприменением этих законов”, – сообщил ТАСС глава этой организации Владимир Соловьев.

По его словам, не исключены сложности при правоприменении, например в части трактовок понятия “заведомо ложная информация”.

“Мы будем стоять на страже свободы слова, защищать журналистов, если они будут неправомерно по этим законам наказаны”, – сказал Соловьев.

Совет Федерации совместно с Общественной палатой РФ и Советом при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека также выразили готовность следить за применением этих законов.

Пакет законопроектов о борьбе с фейковыми новостями и оскорблением госсимволов был внесен в Госдуму 12 декабря. Его авторами стали глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Дмитрий Вяткин.

Источник: https://tass.ru/politika/6271869

Порочащая информация в интернете – как защитить себя? — Право на vc.ru

Закон о недостоверности информации

К сожалению, порядочность и добросовестность не гарантируют защиту от клеветы. Организация и личность могут столкнуться с распространением недостоверной информации третьими лицами. Возникает необходимость избавиться от ложных сведений и восстановить репутацию.

Для начала нам необходимо разобраться, через какие источники распространяется недостоверная информация:

– Сайты созданные для целей дискредитации;

– Отзывы на Яндекс и Google картах.

Способы защиты нарушенных прав зависят как раз от источников – мест, где размещена спорная информация.

Как расценивать спорную информацию?

Для того, чтобы установить, является ли размещенная информация порочащей деловую репутацию, необходимо определиться с несколькими аспектами. Следует внимательно изучить конкретное заявление и понять, чем является данное суждение: утверждением о конкретном факте или оценочным суждением (субъективным мнением).

В ситуации с суждением о конкретном факте можно быстро определиться, например, проверив его на соответствие действительности. Судебная практика показывает, что в отличие от субъективного мнения, утверждение о факте всегда можно подтвердить или опровергнуть. Поэтому, анализируя информацию, от которой вы хотите избавиться, посмотрите, можно ли ее проверить?

Например, если какой-либо пользователь пишет о вас, что вы мошенник, то такую информацию можно легко проверить в открытых источниках. Ведь по закону информация о привлечении к уголовной ответственности не подлежит удалению из интернета. Если пользователь пишет, что вы плохой человек, то это субъективное мнение.

Однако, даже при выражении субъективного мнения автором, оно может быть основанием для заявления требования о защите деловой репутации (п. 6 Обзора ВС от 16 марта 2016 г.). Это возможно в том случае, когда информация указывает на противоправное поведение субъекта и носит оскорбительный характер.

Значимыми обстоятельствами при рассмотрении подобных дел являются:

– Факт распространения ответчиком сведений об истце – может быть подтвержден любыми доказательствами, которые в рамках процессуального законодательства отвечают требованиям относимости и допустимости (Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденный Президиумом ВС РФ 16.03.2016);

Если порочащая информация размещена в сети Интернет, в качестве допустимых доказательств могут использоваться удостоверенные в нотариальном порядке интернет-страницы. Поскольку к моменту рассмотрения дела в суде размещенная в Интернете информация может быть удалена, этот вид доказательств все чаще используется в судах.

– Порочащий характер этих сведений;

К порочащим относятся сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь, достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Объявление на vc.ru Отключить рекламу

– Несоответствие их действительности (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц”).

Утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения, за исключением случаев, когда они содержатся в официальных документах (судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия, приказах и т.д.)

Если хотя бы одно из этих обстоятельств отсутствует, иск не может быть удовлетворен.

Однако, исходя из всего этого, нельзя утверждать однозначно, что удалить порочащую информацию будет невозможно.

Как устранить порочащую информацию?

После того, как мы определись, что спорная информация подлежит опровержению, необходимо определиться со способами борьбы с негативной информацией. Существует два самостоятельных способа борьбы – это досудебная работа и непосредственно удаление информации через суд.

В первом случае нам помогут государственные органы в лице Роскомнадзора и прокуратуры. Данный метод привлекателен с точки зрения денежных затрат. И естественно, эффект от данного метода появляется гораздо быстрее чем от судебной работы.

Зачастую, но не всегда, срок досудебной работы составляет около 30 дней и начинается с направления претензий в адрес владельца сайта или СМИ. В 20% случаев такие претензии удовлетворяются добровольно.

Если в распространяемой информации присутствуют персональные данные, то параллельно можно написать жалобу в Роскомнадзор. Например, указаны ваши фамилия, имя и отчество, или размещена ваша фотография.

Срок рассмотрения Роскомнадзором жалобы составляет 30 дней в соответствии со ст. 12 Федеральным законом № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г.

Если контролирующий орган установит факт нарушения, то сам обратится к собственнику ресурса и потребует удаления информации.

Альтернативным основанием для подачи жалобы в Роскомнадзор может являться тот факт, что сайт, на котором расположена спорная информация, собирает персональные данные, а сервера (хостинг-провайдера) размещены за пределами РФ (это можно проверить через сервисы Whois или Check-host).

Такое размещение само по себе является нарушением условия локализации персональных данных при их первичном сборе (ч. 5 ст. 18 ФЗ «О защите персональных данных»).

Но это пример частного случая и каждый индивидуальный кейс необходимо рассматривать самостоятельно с учетом специфики того или иного нарушителя.

Бывают такие ситуации, когда по какой-то причине Роскомнадзор не реагирует или отказывает.

В такой ситуации следует обратиться в прокуратуру с указанием, что вами было направлено обращение, но оно было оставлено без внимания.

Тогда прокуратура сама рассмотрит жалобу или отправит поручение в Роскомнадзор, чтобы нарушение было устранено. Как показывает практика, при таких обстоятельствах Роскомнадзор работает более эффективно.

Также к методам досудебных мер относится работа с так называемым «Законом о забвении», который позволяет обращаться к операторам поисковых систем только физическим лицам.

Данный метод является не самым эффективным, так как по статистике поисковики удовлетворяют не более 20% таких заявлений. Инструкция изложена в ст. 10.

3 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Данная норма позволяет заявителю требовать у оператора поисковой системы удаления из результатов поиска ссылок на страницы сайтов, которые содержат информацию о заявителе. Этот способ можно применить к результатам поисковой выдачи.

Однако, убрать из поиска можно далеко не любую информацию о пользователях. Закон допускает делистинг в отношении следующих категорий:

1. Информация, распространяемая с нарушением законодательства РФ (например, оскорбления, личные фото, незаконная обработка персональных данных);

2. Недостоверная информация;

3. Неактуальная информация;

4. Информация, которая утратила значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с негативной информацией является использование своих исключительных прав. Например, если в негативной статье используется ваш зарегистрированный товарный знак или логотип. Но в таком случае вам необходимо обратиться к владельцу сайта с требованием о прекращении нарушения исключительных прав.

Причем прошу заметить, что по такой категории дел штраф может достигать до 5 млн. рублей. Если вы собрались идти по данному пути, то первоначально, перед тем как направлять претензию, необходимо произвести нотариальное обследование сайта с целью фиксации такого нарушения.

Иначе может возникнуть ситуация, при которой нарушитель устранит факт использования вашего товарного знака, а статью не удалит.

Также можно обратиться к хостинг-провайдеру. В ряде случаев добросовестные хостинг-провайдеры могут обратиться к владельцу сайта с требованием об удалении такой статьи.

Устранение информации через суд

Если вы исчерпали все досудебные методы защиты своих прав, то следует перейти к рассмотрению данного вопроса в судебном порядке.

Существует две категории судебных исков для решения рассматриваемого вопроса. Основным способом защиты деловой репутации является подача искового заявление к ответчику о защите деловой репутации.

Для разрешения данного вопроса необходимо правильно определиться с ответчиком.

Хорошо, если данные юридического или физического лица размещены на сайте, в таком случае у нас не будет проблем с извещением ответчика о суде, также будут отсутствовать проблемы в вопросе определения подсудности дела.

Будем понимать, подсудно ли дело арбитражному суду или суду общей юрисдикции. Напомню, что если Истцом и Ответчиком по данной категории дел являются юридические лица, то рассмотрение дела подсудно Арбитражному суду по месту нахождения последнего.

В ходе судебного разбирательства сам ответчик должен будет доказать или подтвердить высказывания, которые были предоставлены на всеобщее обозрение (ст. 56 ГПК РФ и 65 АПК РФ).

Вам, как истцу, перед обращением в суд следует корректно оценить информацию на предмет возможности подтверждения спорной информации ответчиком.

Одним из залогов успеха будет ваша уверенность в том, что ответчик не сможет подтвердить факты, изложенные в спорном материале.

Более того, если вы недооцените возможности ответчика, вы закрепите судебным решением ту дискредитирующую информацию, которая размещена в открытом источнике.

К примеру, в статье вы обвинялись в нарушении закона. Обращаетесь в суд с иском о защите деловой репутации, а ответчик предоставляет приговор суда, в котором содержится информация о привлечении вас к уголовной ответственности. В такой ситуации суд вам откажет, а ответчик сможет воспользоваться таким решением, ссылаясь на него как на обстоятельство, установленное судом.

К сожалению, не всегда возможно найти ответчика, он может находиться за пределами Российской Федерации. Администрация сайта, могла перенести хостинг за пределы РФ и контактов своих не оставить. Чаще всего это бывает с сайтами-отзовиками или сайтами о работодателях.

Но и это не означает, что правовые методы защиты исчерпаны. На подобный случай законодательство предусмотрело такой вид защиты, как подача заявления об установлении факта (особое производство) (ст. 266 ГПК РФ и 218 АПК РФ). Данный способ защиты используется, когда у нас нет ответчика или информация о нем неизвестна.

При подаче вышеуказанного заявления суду необходимо предоставить доказательства невозможности установления ответчика, ссылаясь на спорный сайт и подкрепив это соответствующими скриншотами и подтверждением отправки соответствующих писем на адрес электронной почты администрации сайта.

Юридически значимыми обстоятельствами, которые необходимо доказать суду будут:

– Факт распространения информации;

– Порочащий характер сведений.

Такое заявление подается в суд по месту нахождения заявителя, соблюдая правила подсудности. Для юридического лица это будет Арбитражный суд, для физического лица – суд общей юрисдикции по местонахождению заявителя.

Несомненным плюсом особого производства (установления факта) является то обстоятельство, что в деле не участвует собственник сайта или лицо, которое распространяет информацию, отличаются и сроки рассмотрения. По сравнению с иском о защите чести и достоинства, такое решение исполняется гораздо легче.

Если в ходе судебного разбирательства, осуществляемого в порядке особого производства, будет установлено конкретное лицо, распространившее оспариваемые порочащие сведения, суд оставляет указанное заявление без рассмотрения. (п. 11 “Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016))

Соответствующее решение передается в Роскомнадзор для исполнения и затем производится блокировка необходимой ссылки. Более того, если автор или собственник сайта разместит аналогичный текст по другой ссылке, то такое решение будет являться основанием для блокировки последующих ссылок.

Подводя итоги, хотел бы вкратце обозначить, что указанные способы не являются исчерпывающими и применимы к общим моделям и ситуациям. Каждый случай следует рассматривать индивидуально, так как часто стандартными решениями не обойтись. Вкратце обобщим информацию из статьи:

Досудебный порядок включает в себя направление претензий авторам или собственникам интернет-ресурсов с параллельным отправлением жалоб в Роскомнадзор и прокуратуру.

В досудебном порядке рекомендую изучить альтернативные варианты удаления через предъявление требований о прекращении использовании исключительных прав или направление жалоб в Роскомнадзор по иным основаниям, которые не отображены в статье.

Судебный порядок может проходить в двух форматах. В форме искового производства (иск о защите чести, достоинства и деловой репутации) или в форме установления юридического факта (особое производство) в случае, если у нас не установлен ответчик. Далее следует работа с органами государственной власти с целью исполнения соответствующих решений.

Источник: https://vc.ru/legal/55475-porochashchaya-informaciya-v-internete-kak-zashchitit-sebya

Госдума приняла закон о борьбе с ложной информацией в соцсетях

Закон о недостоверности информации

https://ria.ru/20201223/zakon-1590529341.html

Госдума приняла закон о борьбе с ложной информацией в соцсетях

Госдума приняла закон о борьбе с ложной информацией в соцсетях

Госдума на пленарном заседании в среду приняла закон о борьбе с распространением ложной и противоправной информации в социальных сетях с учетом поправок о… РИА Новости, 23.12.2020

2020-12-23T11:52

2020-12-23T11:52

2020-12-23T11:52

сергей боярский

андрей альшевских

федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (роскомнадзор)

общество

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/0a/13/1580516644_0:245:3072:1973_1920x0_80_0_0_ef5cf1ed75e279436215f8595180c15e.jpg

МОСКВА, 23 дек – РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в среду приняла закон о борьбе с распространением ложной и противоправной информации в социальных сетях с учетом поправок о реестре соцсетей с количеством пользователей свыше полумиллиона ежедневно.

Летом 2017 года депутаты от “Единой России” Андрей Альшевских и Сергей Боярский вносили в Госдуму законопроект об обязанности операторов социальной сети удалять по заявлению пользователей информацию, направленную на пропаганду войны, разжигание ненависти и вражды, а также недостоверные данные, порочащие честь и достоинство другого лица.

После ряда замечаний было принято решение доработать этот проект и внести его заново.

Позже Боярский рассказал РИА Новости, что он и Альшевских внесли проект закона, которым предлагается обязать владельцев социальных сетей удалять по заявлению пользователей информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

По словам депутата, в новом проекте появились статьи, в которых авторы опираются на действующее законодательство в части распространения ложной информации, общественно значимых сведений под видом достоверных. Такая норма уже есть в законе, но раньше это распространялось на новостные агрегаторы, пояснял Боярский.

Законом предусматривается введение понятия “владелец публичной сети”, который признается организатором распространения информации в интернете.

На владельца соцсети возлагается ряд обязанностей, среди которых – создать в РФ представительство публичной сети, вести реестр поступивших от пользователей сети заявлений и предоставлять его в контролирующие органы по первому требованию.Закон будет распространяться на владельцев социальных сетей с числом пользователей более 500 тысяч в сутки.

Также вводятся обязательства соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию, вести мониторинг соцсети для выявления материалов с детской порнографией, информацией об изготовлении наркотиков, способах суицида, незаконных лотерей и нелегальной продажи алкоголя, экстремизмом и расизмом.

Кроме того, соцсети будут обязаны разместить документ с правилами поведения пользователей. Также пользователей будут обязаны информировать о внесении изменений в эти правила. В случае, если владелец соцсети не в состоянии самостоятельно определить соответствие материалов правилам, он будет направлять его в Роскомнадзор.

Также законопроектом устанавливается механизм обжалования решения в случае несогласия пользователя с блокировкой.После включения соцсети в соответствующий реестр, ее владелец будет обязан обеспечить приведение правил в соответствии с законом. Если количество пользователей соцсети в течение трех месяцев будет ниже 500 тысяч, то соцсети будут исключаться из реестра.Закон должен вступить в силу с 1 февраля 2021 года.

https://ria.ru/20201223/shtrafy-1590528433.html

https://ria.ru/20201119/sotsseti-1585316528.html

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/0a/13/1580516644_74:0:2805:2048_1920x0_80_0_0_22f27ba768a64c7b656ed3dc1b180808.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

сергей боярский, андрей альшевских, федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (роскомнадзор), общество

МОСКВА, 23 дек – РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в среду приняла закон о борьбе с распространением ложной и противоправной информации в социальных сетях с учетом поправок о реестре соцсетей с количеством пользователей свыше полумиллиона ежедневно.

Летом 2017 года депутаты от “Единой России” Андрей Альшевских и Сергей Боярский вносили в Госдуму законопроект об обязанности операторов социальной сети удалять по заявлению пользователей информацию, направленную на пропаганду войны, разжигание ненависти и вражды, а также недостоверные данные, порочащие честь и достоинство другого лица.

После ряда замечаний было принято решение доработать этот проект и внести его заново.

Позже Боярский рассказал РИА Новости, что он и Альшевских внесли проект закона, которым предлагается обязать владельцев социальных сетей удалять по заявлению пользователей информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

По словам депутата, в новом проекте появились статьи, в которых авторы опираются на действующее законодательство в части распространения ложной информации, общественно значимых сведений под видом достоверных. Такая норма уже есть в законе, но раньше это распространялось на новостные агрегаторы, пояснял Боярский.

Законом предусматривается введение понятия “владелец публичной сети”, который признается организатором распространения информации в интернете.

На владельца соцсети возлагается ряд обязанностей, среди которых – создать в РФ представительство публичной сети, вести реестр поступивших от пользователей сети заявлений и предоставлять его в контролирующие органы по первому требованию.

Закон будет распространяться на владельцев социальных сетей с числом пользователей более 500 тысяч в сутки.

Также вводятся обязательства соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию, вести мониторинг соцсети для выявления материалов с детской порнографией, информацией об изготовлении наркотиков, способах суицида, незаконных лотерей и нелегальной продажи алкоголя, экстремизмом и расизмом.

Кроме того, соцсети будут обязаны разместить документ с правилами поведения пользователей. Также пользователей будут обязаны информировать о внесении изменений в эти правила. В случае, если владелец соцсети не в состоянии самостоятельно определить соответствие материалов правилам, он будет направлять его в Роскомнадзор.

Также законопроектом устанавливается механизм обжалования решения в случае несогласия пользователя с блокировкой.
После включения соцсети в соответствующий реестр, ее владелец будет обязан обеспечить приведение правил в соответствии с законом. Если количество пользователей соцсети в течение трех месяцев будет ниже 500 тысяч, то соцсети будут исключаться из реестра.

Закон должен вступить в силу с 1 февраля 2021 года.

Источник: https://ria.ru/20201223/zakon-1590529341.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.